Концентрация финансового сектора и пространственное распространение инноваций
Финансовые компании и банки склонны расширять кредитование и направлять потоки денежных средств туда, где больше вероятность экономического роста, а это, как правило, центральные районы. Так как сектор финансовых услуг извлекает выгоду из экономии от масштаба и агломерационных эффектов, то основные финансовые потоки сосредоточены как раз в центральных регионах. Сбережения из периферийных районов перетекают в финансовые компании и банки, которые решают, куда необходимо инвестировать средства.
Существует несколько причин, почему периферийные регионы проигрывают центральным в распределении средств инвестиционных фондов и банков, пенсионных фондов и венчурных агентств:
– более низкий доход в периферийных регионах отражается на большем спросе на ликвидные активы, которые обеспечиваются национальными рынками капитала, а не региональными финансовыми институтами;
– финансовые институты – это сверхэффективные сети для привлечения капитала и вывода его из отсталых регионов в центр;
– медленно растущие регионы имеют меньше возможностей для инвестирования, чем быстро развивающиеся;
– венчурные компании имеют тенденцию к инвестированию в малые и средние предприятия, расположенные в достаточной близости от центра;
– финансовые институты располагаются непропорционально и в основном в центральных регионах, тем самым создавая высокооплачиваемые рабочие места и, соответственно, принося большие бюджетные доходы этим регионам.
В результате этого процесса происходит дальнейшая поляризация регионов по темпам экономического роста. Скорость распространения инноваций тоже существенно отличается в разных регионах, и это является важным фактором, объясняющим темпы роста экономики в них. Пути распространения инноваций, за счет которых они достигают экономики других регионов, называются пространственной диффузией инноваций.
Первым изучать пространственное распространение инноваций стал Торстен Хагерстранд.
Историческая справка
Торстен Хагерстранд (1916–2004) первоначально изучал миграции сельского населения Швеции, первая работа на эту тему была опубликована в 1942 г. Продолжал исследования в этой области и в 1950 г. опубликовал работу, в которой социально-экономические явления в сельской Швеции рассматривались как процесс диффузии, поддающийся моделированию по методу Монте-Карло. В 1953 г. защитил диссертацию в Лундском университете и получил степень доктора, в 1957 г. стал профессором университета, где работал до самой смерти. В 1970-х гг. интересы Хагерстранда смещаются от изучения диффузии тех или иных явлений в пространстве к исследованию механизмов самой диффузии, прежде всего интенсивности и эффективности личных контактов. Это направление было названо им "география времени" (time geography). Результаты исследований показывали, сколько времени необходимо потратить в том или ином месте для решения той или иной проблемы. Учитывая большой практический интерес к этим работам, Хагерстранд был привлечен к работе в комиссиях но реформированию территориальной организации социальных учреждений Швеции. Позитивно оценивая результаты этой деятельности, он, тем не менее, был противником приведения социально-экономических реалий к некоему "оптимуму", поскольку это подавляет инициативу человека и разрушает местные идентичности.
Согласно модели Хагерстранда, вероятность контакта между теми компаниями, которые уже внедрили инновации, и теми, кто потенциально мог бы это сделать, определяет скорость диффузии инноваций (при допущении, что потенциальные новички обладают теми же возможностями внедрить инновации). Диффузия инноваций может быть трех типов:
– диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения);
– диффузия перемещения (распространение в определенном направлении);
– смешанный тип.
Одно поколение инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хагерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений.
Развивая теорию Хагерстранда, Цви Трилихес исследовал пространственные характеристики, которые влияют на процесс внедрения инноваций. Он утверждал, что пространственное распространение инноваций меньше связано с географическими характеристиками, нежели с экономическими. При внедрении процессных инноваций основным барьером для них будет выступать низкокачественная и дешевая рабочая сила, которая сокращает относительные выгоды от внедрения новых технологий, сберегающих затраты на труд.
Большое значение в исследовании процесса пространственной диффузии инноваций имела разработанная в 1950-е гг. региональная теория Нортона и Риса, которая основывалась на теории жизненного цикла продукта Р. Вернера и использовала логистическую модель учета временных аспектов распространения нововведений. Согласно теории жизненного цикла продукта технологическое развитие имеет три стадии: возникновение нового продукта, зрелость продукта, стандартизированное производство.
По Нортону и Рису, распределение этих стадий в пространстве и времени состоит в следующем:
• начало роста продаж нового продукта – производство не стандартизовано, большое количество инкрементальных инноваций. Исследования и инновации очень важны на данном этапе. Типичное расположение компаний – столицы, крупные города;
• зрелость продукта – производственный процесс требует строительства больших заводов, стратегический фактор для инноваций – управленческие способности и доступность капитала. На данной стадии производство смещается в развитые районы с менее высокими ценами на землю;
• стандартизированное производство инновационных продуктов. Здесь стратегический фактор – затраты на рабочую силу, оптимальное расположение – развивающиеся регионы.
Основная идея этой теории заключается в смещении инноваций от центральных крупных городов на периферию. Однако уже в 1980-е гг. эволюция инновационных продуктов стала происходить более быстрыми темпами, жизненный цикл продуктов был сильно сокращен и модель пространственного распространения изменилась. Так, новые электронные технологии в автомобилестроении, текстильной промышленности дают возможность усовершенствовать производство, изменяя продукт или технологические процессы. В результате не все предприятия "старых" отраслей перебазируются в периферийные регионы.