Контрреформы 1880-1890-х годов: причины и сущность
Александр II был убит террористами в день, когда намеревался подписать проект созыва представительства земель и городов, что по свидетельству современников было шагом на пути принятия конституции. На троне его сменил Александр III Александрович (1845—1894, император с 1881 г.), умеренный консерватор, последовательный государственник-патриот, при котором Россия не только избежала военных конфликтов, но и сделала мощный рывок в экономическом развитии. Александр III понимал, что демократические преобразования, проводимые его отцом, на неподготовленной к тому российской почве в ряде случаев могли вызвать эффект, противоположный тому, на который они были рассчитаны. Об этом ему писал и К. П. Победоносцев, который хотя и воспринимался современниками как жесткий противник прогресса, в данном случае был недалек от истины.
Начало правления Александра III было отмечено процессом над "первомартовцами", организовавшими убийство его отца. 14 августа 1881 г. было принято "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", согласно которому власти могли принимать чрезвычайные охранные меры, произвольно арестовывать и ссылать в административном порядке (без суда) подозрительных лиц сроком до пяти лет, предавать военному суду. Были существенно расширены права местной администрации, получившей возможности но своему усмотрению закрывать учреждения, предприятия, печатные издания и др. Закон 1882 г. о полицейском надзоре дат в руки полиции огромные полномочия.
В первую очередь контрреформы коснулись судебной системы. Все дела политического характера были изъяты из юрисдикции общих судов и переданы на рассмотрение Особого присутствия и других чрезвычайных судов. Мотивировалось это тем, что "административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков". Последовало несколько громких судебных процессов. Попытка покушения на Александра III (1 марта 1887 г.) вынудила правительство в качестве ответной меры передать все уголовные дела, имеющие политический характер, на рассмотрение военных судов, решения которых, как правило, отличались повышенной жесткостью.
С конца 1880-х гг. перестает действовать мировая юстиция, а функции мировых судей перешли к земским участковым начальникам, в ведении которых была также местная полиция, и решения которых было окончательным и обжалованию не подлежало. В городах соизмеримой по рангу была должность городского судьи, который, однако, в отличие от земского начальника, не располагал административными функциями.
В соответствии с новым "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" от 12 июня 1890 г. резко сократилось число гласных, а дворянская прослойка в их составе возросла, были урезаны избирательные права, в состав губернских собраний включались по должности уездные предводители дворянства, а в состав уездных собраний — все уездные градоначальники.
Новым Городовым положением от 11 июля 1892 г. было в значительной степени ограничено избирательное право и повышен имущественный ценз. Избирательных прав лишались представители мелкой буржуазии, мелкие торговцы, приказчики, предприниматели. В малых городах сход домохозяев избирал городского старосту, хотя многие вообще не имели самоуправления.
Если большинству так называемых контрреформ можно найти вполне рациональное объяснение, то политику в области образования и культуры трудно признать целесообразной. Прежде всего, ужесточалась цензура, которая была поручена Министерству внутренних дел. По новому университетскому уставу вузы утрачивают автономию. Но наиболее одиозным явился циркуляр министра просвещения И. Д. Делянова "О кухаркиных детях" от 5 июня 1887 г., лишавший возможности основную массу населения получения полноценного образования. Были и другие ограничения. В это время главный конкурент России на Дальнем Востоке Япония проводит реформы Мейдзи (просвещение) с целью дать бесплатное образование всем своим подданным. Очень скоро это обернется страшной трагедией на "сопках Манчжурии".