Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе банковских услуг
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ΦЗ "О рекламе" предусматривает ряд требований к рекламе банковских услуг.
Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицензий (п. 7 ст. 7). При этом кредитная организация как рекламодатель обязана предоставлять рекламораспространителю сведения о наличии таких лицензий только по требованию последнего (ст. 13). Подобная формулировка позволяет утверждать, что ответственность за рекламу банковских услуг при отсутствии соответствующей лицензии может применяться только к кредитным организациям как рекламодателям.
Во-вторых, реклама банковских услуг должна содержать наименование кредитной организации (ч. 1 ст. 28), в том числе как организации, выпускающей ценные бумаги, при их рекламе (ч. 3 и 4 ст. 29).
В-третьих, реклама банковских услуг не должна:
1) содержать обещания доходности вложений, если она не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Однако к случаям привлечения кредитными организациями денежных средств это положение неприменимо, поскольку кредитные организации привлекают средства под заранее определенный процент;
2) умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (ч. 2 ст. 28).
В-четвертых, применительно к конкретным услугам установлены отдельные требования:
1) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика (ч. 3 ст. 28);
2) реклама услуг, связанных с осуществлением доверительного управления, должна содержать сведения о месте или номере телефона, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, а также получить сведения о кредитной организации (ч. 4 ст. 28). При этом данная информация не должна содержать информацию о результатах управления активами, о возможных выгодах, связанных с методами управления активами, заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных уже достигнутым (ч. 5 ст. 28).
В-пятых, установлены отдельные требования к рекламе ценных бумаг, которая не должна содержать:
а) обещание выплаты дивидендов по акциям;
б) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг (ч. 5 ст. 29).
Кроме того, реклама эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций не допускается до осуществления регистрации их выпуска (ч. 6 ст. 29).
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган, который вправе в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:
– выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения ими законодательства;
– предъявлять иски о запрете распространения рекламы или о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе);
– применять штрафы, предусмотренные ст. 14.3 и ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.