Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности
Общеизвестно, что достижение цели немыслимо без эффективного контроля (самоконтроля) за процессом и результатом деятельности, в ходе которого фиксируются любые отклонения от цели. В ходе контроля субъект фиксирует и квалифицирует рассогласования между целью и результатом. В состав структуры контроля входят следующие компоненты: 1) эталон, с которым сопоставляются результаты деятельности; 2) информация о состоянии контролируемого процесса или явления; 3) операция сравнения первого и второго; 4) квалификация качественных и количественных рассогласований; 5) принятие решения о наличии или отсутствии рассогласования.
В профессиональной деятельности контроль осуществляется в двух формах: самоконтроля и внешнего контроля. Необходимость существования внешнею контроля вызвана реально встречающимся несовпадением между целями профессиональной деятельности и целями самого субъекта труда. Причин рассогласования может быть несколько, например недостаточный уровень профессионализма работника, который не может достигнуть заданного результата; отсутствие у работника четкого представления о конечном результате профессиональной деятельности; нежелание работника достигать заданного уровня результата; отсутствие или несформированность у человека механизма самоконтроля. В обеспечении эффективности профессиональной деятельности самоконтролю отводится важная роль: его отсутствие приводит к резкому снижению эффективности деятельности как по параметрам качества, гак и по производительности. В соответствии с этим выделяется два вида самоконтроля: по параметру качества и по параметру производительности деятельности.
Взаимодействие психологических компонентов профессиональной деятельности[1].
Рассмотренные выше компоненты профессиональной деятельности функционируют нс изолированно, а в режиме тесного взаимодействия в процессе принятия решения, учете конкретных ситуаций и условий деятельности, составляющих информационную основу деятельности, а также исполнительской части деятельности. Например, на уровне мотивации это взаимодействие может проявляться и в форме "борьбы мотивов" при принятии решений, и в доминировании тех или иных мотивов в каждый промежуток времени.
Процесс целеобразования во многом определяется уровнем мотивации и результатами информационного анализа. В отдельных видах деятельности выбор цели существенно зависит от оценки содержания объективных условий, результативности деятельности и возможностей человека. Например, низкий или высокий результат в ряде случаев может приводить к корректировке или полному изменению цели, а процесс планирования в зависимости от мотивации может быть более или менее напряженным. Знание же объективной ситуации позволяет максимально приспособить деятельность к требованиям внешних условий. Равным образом и знание субъективных возможностей человека влияет на выбор его эффективного индивидуального способа деятельности.
Психологические характеристики субъекта профессиональной деятельности
Среди наиболее распространенных характеристик субъекта труда чаще всего встречаются такие оценочные понятия, как "профессионализм", "профессионал", "компетентность", "квалификация"[2].
► Понятие "профессионализм" трактуется двояко. С одной стороны, профессионализм может быть охарактеризован как совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда; это так называемый нормативный профессионализм. С другой стороны, данное понятие означает, что человек обладает необходимым нормативным набором психических качеств, и тогда профессионализм становится внутренней характеристикой личности. Такое понимание характеризует реальный профессионализм конкретного человека.
Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. Поэтому при анализе профессионализма обычно выделяют две стороны:
1) состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.);
2) состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности – применяет).
Ключевыми проявлениями профессионализма на уровне мотивационной сферы являются увлеченность смыслом профессии, стремление развивать себя как профессионала, использование любого шанса для профессионального роста и творческой самореализации, отсутствие деформаций и кризисов, перегрузок, стрессов, срывов и конфликтов.
Ключевым моментом в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма является "технологическое" обеспечение духовного наполнения профессии:
• осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала (выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов);
• внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;
• привлечение интереса общества к результатам своего труда (общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать).
Таким образом, профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
► Близко к реальному профессионализму примыкает компетентность (от лат. competens – надлежащий, способный). С точки зрения деятельностного подхода компетентность может быть описана как система знаний, умений, навыков и способов выполнения деятельности на высоком уровне квалификации в соответствии с конкретными условиями, в интересах удовлетворения определенных потребностей. Различают разные виды профессиональной компетентности:
• специальную – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
• социальную – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
• личностную – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
• индивидуальную – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Названные виды компетентности означают, по сути, зрелость человека в профессиональной деятельности, профессиональном общении, становлении личности профессионала, его индивидуальности.
Подобно профессионализму понятие "квалификация" также используется в нормативном смысле и в смысле характеристики конкретного человека. В первом случае квалификация означает требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении; во втором случае – соответствие имеющихся знаний, навыков, умений той или иной квалификационной категории.