Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Контроль качества подразделяется на внутренний и внешний.
Система внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемая аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должна базироваться на основе следующих общих требований:
1) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
2) работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками и реализовать их при проведении проверок, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
3) проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, требуемые в конкретных условиях;
4) в достаточной мере должна направляться деятельность работников, на всех уровнях должен осуществляться текущий контроль, чтобы обеспечить надлежащее качество при выполнении работы;
5) в случае необходимости должны проводиться консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
6) постоянно должна осуществляться работа как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги на соответствующем уровне и честности руководства аудируемого лица;
7) регулярно должно проводиться наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
Система внешнего контроля качества аудита отвечает следующим требованиям:
1) аудиторы должны иметь возможность:
– работать в условиях честной конкуренции;
– осуществлять профессиональную деятельность в условиях, совместимых с интересами всего общества;
2) обеспечить однородность подходов всех аудиторов, исходя из возложенной на них задачи:
– оценить применяемые аудиторской организацией процедуры, чтобы обеспечить требуемое качество и объективность аудита и соблюдение правил профессиональной этики;
– проверить правильное применение стандартов и соответствие высказанного мнения заключениям, фигурирующим в рабочей документации;
– иметь педагогический и коллегиальный характер;
– укрепить доверие к аудиторской профессии в обществе.
Международные документы, содержащие требования к внешнему
контролю качества аудита:
1) 8-я Директива Совета ЕС от 10.04.1984 № 84/253/ЕЕС, основанная на ст. 54 (3) (g) Договора о предоставлении разрешений лицам, отвечающим за проведение официальных аудитов бухгалтерских документов;
2) Стандарты МФБ по контролю качества:
– ISQC 1 – "Контроль качества работы организаций, осуществляющих аудит и обзор финансовой информации за прошлые периоды, а также другие задания по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг": обязательные требования к структуре СВКК и обязанность документировать политики и процедуры, а также элементы СВКК;
– ISA 220R "Контроль качества аудиторских проверок финансовой информации за прошлые периоды";
3) Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов МФБ;
4) SMO 1 "Контроль качества" (обязательства профессиональных объединений, входящих в состав МФБ).
В международной практике продолжает совершенствоваться деятельность по обеспечению качества аудита. Европейским союзом принята и вступила в силу вышеупомянутая 8-я Директива Совета ЕС, ст. 29 которой посвящена системе обеспечения качества и устанавливает следующие основополагающие принципы:
• действует для всех аудиторов;
• независима от аудиторов;
• находится под надзором соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры;
• подразумевает наличие финансовых и прочих ресурсов в объеме, достаточном для проведения аудита;
• предполагает наличие подготовки и профессионального опыта контролеров;
• подразумевает особую подготовку для контроля качества;
• исключает конфликт интересов между контролером и проверяемым аудитором.
Кроме того, предусматривается проверка всех процедур аудита посредством выборочного контроля, в том числе:
• правильности применения методик аудита;
• соблюдения правил в отношении независимости;
• затрат времени и компетентности сотрудников;
• полученных гонораров.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими в России устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином России), который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право на их осуществление аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям (ПАО) в отношении участников этих объединений. С 1 января 2009 г. требования по контролю качества регламентированы Законом об аудиторской деятельности; кроме того, разработана Методика по осуществлению контрольных процедур.
В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или ФСАД проверяющие обязаны сообщить об этих фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора.
Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаше одного раза в год.
В состав группы контролеров может входить не более трех человек, как минимум один из которых должен иметь аттестат контролера. Все контролеры должны быть независимы от проверяемой организации. Итоговым документом является заключение по результатам проверки. Контролеры не имеют права изучать финансовые документы проверяемой аудиторской фирмы и приобщать к своим документам копии этих документов (для соблюдения конфиденциальности).