Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины на предприятиях и в организациях
Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью. Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов. При этом проверка должна проводиться не реже одного раза в два года.
Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии осуществляется банком по следующим направлениям:
1) ведение кассовой книги и других кассовых документов, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями;
2) полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка и сданным в банк). Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако, если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий в праве потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы;
3) полнота сдачи денег в кассу учреждения банка, своевременность возврата в учреждение банка невыплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера и других денежных средств;
4) расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег;
5) соблюдение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, предельных сумм налично-денежных расчетов;
6) соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки;
7) целевое использование наличных денег, полученных в банке, в соответствии с целями, указанными в чеках, а также (при необходимости) другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях, которая подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка, который выносит решение о принятии мер по результатам проверки. В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представление с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.
По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с требованиями главы 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ.
Данный кодекс предусматривает, что нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа:
■ на должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРОТ;
■ на юридических лиц - в размере от 400 до 500 МРОТ.
Кодекс об административных правонарушениях впервые ввел административную ответственность должностных лиц самого банка за невыполнение ими обязанностей по контролю за соблюдением клиентами правил ведения кассовых операций. Невыполнение должностными лицами банка таких обязанностей влечет наложение на них административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.