Лекция 15. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Контроллинг представляет собой концепцию, направленную на локализацию решения возникающих и прогнозируемых проблемных ситуаций, своевременное выявление и ликвидацию узких мест в процессе хозяйственной деятельности, а также на централизацию и оптимизацию управленческих решений на новом качественном и правовом уровне. Можно выделить две составляющие контроллинга. С одной стороны, контроллинг - интегрированная система управления предприятием на основе информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений по повышению эффективности (результативности) работы предприятия, с другой - формализация процессов планирования и контроля в их взаимоувязке и оптимизация управленческих действий за счет их скоординированности и своевременности.
Таким образом, контроллинг - система управления предприятием на основе интеграции планирования, регулирования и контроля процесса достижения конечных целей с учетом оптимизации результатов работы предприятия (т. е. управление по результатам, что роднит ее с системой бюджетирования). Поэтому контроллинг иногда воспринимается как продолжение системы бюджетирования на стадии принятия решений и контроля. Бюджетирование дает объемную количественную и качественную информацию о будущем развитии предприятия и его структур, а система контроллинга обеспечивает эффективную реализацию комплекса планов (бюджетов). Такое множество и разнообразие определений контроллинга вызвано многообразием задач и функциональных аспектов управления, которые затрагивает контроллинг: это и выявление узких мест, и информационно-аналитическая поддержка процесса принятия решений, и управление по результатам, и интегрирование подсистем управления. Это достаточно многообразный управленческий процесс.
Контроллинг должен быть подчинен реализации следующих принципов:
- приоритетность рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей и развитием предприятия;
- рост объемов бизнеса оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
- мероприятия по увеличению доходности не должны вести к повышению уровня рисков и снижению ликвидности, финансовой устойчивости предприятия.
Контроллинг как относительно новая концепция системного управления предусматривает обеспечение успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе путем:
- адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
- согласования оперативных планов со стратегическим;
- координации и интеграции оперативных планов по структурным единицам и направлениям развития в единый сводный план;
- создания системы обеспечения менеджеров плановой и оперативной информацией для различных уровней управления;
- формирования системы стимулирования работников по выполнению плановых заданий путем увязки вклада работника с его материальным поощрением;
- создания системы контроля по исполнению планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
- адаптации организационной структуры управления предприятия к целям, задачам плана;
- разбиения процесса реализации планов на циклы с целью обеспечения интерактивности планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
- синхронизации целей предприятия и личностных целей с учетом адекватности материального вознаграждения конкретному вкладу работника в достижение целей компании;
- обеспечения роста активов предприятия как одного из важнейших средств достижения стратегических целей.
В соответствии с решаемыми задачами выделяют стратегический и оперативный контроллинг.
В табл. 27 представлены фазы стратегического и оперативного контроллинга и показаны их отличия.
Непосредственно контроллинг включает в себя следующие элементы:
- бюджетирование;
- калькулирование себестоимости и рентабельности продукции;
- управление активами;
- стратегическое управление затратами;
- мотивацию и управление персоналом;
- управление доходами и эффективностью.
Результаты контроллинга находят свое выражение в
планово-контрольных расчетах, под которыми понимается как сам процесс, так и результат переработки информации. Совокупность стоимостных показателей и механизмы их расчета позволяют направлять все процессы на достижение экономических целей - получение прибыли и поддержание необходимого уровня ликвидности.
В контроллинге система планирования и контроля понимается как целеориентированная совокупность процессов планирования и контроля, между которыми существуют специфические связи. Эта система включает в себя:
Таблица 27
Фазы стратегического и оперативного контроллинга
Фазы контроллинга |
Стратегический контроллинг |
Оперативный контроллинг |
|
Цели |
Стратегический потенциал |
Рентабельность |
Финансовая стабильность |
Задачи |
o Решение проблем клиентов o Завоевание рынков o Качество ресурсного потенциала o Преимущества в конкурентной борьбе |
o Оборот o Издержки o Прибыль o Использование ресурсов |
o Ликвидность o Устойчивое финансирование o Структура баланса |
Базовые методы |
o Анализ потенциала, возможностей его изменения в перспективе o Оценка конкурентной ситуации o Прогнозирование структуры бизнеса o Оценка изменения окружающей среды o Стратегическое планирование основных результатов o Стратегическая калькуляция |
o Расчет результата с проведением сравнения плана-факта и формулированием выводов (корректирующих мероприятий) o Расчет издержек по местам их возникновения o Расчет маржинальной прибыли o Полная и частичная калькуляция себестоимости производства o Проектные расчеты o Расчет рентабельности |
o Плановый баланс o План прибыли и рентабельности o Согласование планов по вертикали и горизонтали o Планирование ликвидности o Средне- и краткосрочное финансовое планирование o Баланс движения денежных средств o Плановый баланс активов и пассивов |
Результат |
o Стратегический план |
o План оптимальных результатов хозяйственнофинансовой деятельности (эффективности) |
o Оптимальные показатели ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности |
1. Процессы планирования и контроля в отношении конкретных объектов, которые характеризуют специфическими признаками:
- методами планирования и контроля;
- входной информацией о развитии внешней и внутренней среды функционирования предприятия;
- планово-контрольной информацией (выходной информацией);
- субъектами планирования и контроля (службы контроллинга).
2. Специфические структуры планов и отчетов, обусловленные предметом планирования:
- ориентированность планов всех структур на финансово-экономические результаты и ликвидность планово-контрольных расчетов;
- максимизация прибыли и стоимости капитала предприятия при постоянном сохранении определенного уровня ликвидности;
- превалирование стратегических целей и планов при выработке конкретных решений (планов) в текущем периоде.
Для планово-контрольных расчетов, ориентированных на результат, используются стоимостные и натуральные показатели (плановые показатели целесообразно разрабатывать на основе бюджетного планирования).
Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии встречных потоков: вначале планирование производится "сверху вниз", а затем встречный поток - "снизу вверх". Поэтому одна из задач контроллинга - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных видов планов и сведение их в единый план по предприятию.
Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов.
Этап контроля отклонений факта от плана предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. Организационные единицы при этом являются или регуляторами, или объектами регулирования, либо одновременно и тем и другим.
Управление предприятием на основе контроллинга предполагает создание специальных структурных подразделений, которые призваны реализовать следующие функции:
- методологическую (разработка ключевых показателей эффективности, методики планирования, учета, мотивации, контроля);
- контрольную (достоверность учетной, аналитической и вторичной информации и оценка процессов и последствий принимаемых решений);
- аналитическую (фиксация и анализ отклонений, выявление причин, обоснование предложений руководству);
- информационную (информационное обеспечение процесса планирования и корректировки планов с учетом изменяющихся условий внешней и внутренней среды).
В соответствии с функциями и задачами служба контроллинга дает рекомендации, как и когда планировать, формируя систему комплексного планирования, разрабатывает методы планирования и схему сбора и обработки информации, а также оценивает возможность реализации запланированных мероприятий.
Контроль за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля в зависимости от вида плана; определение места его проведения, объем, способы передачи результатов контроля линейным руководителям, ответственным за выполнение плановых заданий; определение допустимых отклонений контрольных величин.
Службы контроллинга взаимодействуют со службами информатизации, менеджмента. В связи с тем что контроллинг управляет результатом, менеджмент отвечает за результат, а информационные системы служат индикатором достижения результата, в их взаимодействии возникает зона конфликта. Это предполагает определение приоритетности контроллинга и подразумевает использование на постоянной основе методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии рынков в условиях конкуренции.