О контроле в целях противодействия легализации через банки доходов, полученных преступным путем
В соответствии с Законом о противодействии легализации доходов банк обязан выявлять операции своих клиентов с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащие обязательному контролю на основании данного Закона, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма и сообщать о таких операциях уполномоченному органу, каковым является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – ФСФМ, Росфинмониторинг).
В целях реализации банками указанной обязанности Банк России выпустил в конце 2001 г. соответствующие Рекомендации, в середине 2005 г. замененные другими Рекомендациями[1], в которых, во-первых, обязал КО разработать и утвердить в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (далее – ПОД/ФТ)" (далее – Правила внутреннего контроля). Центральной частью таких Правил внутреннего контроля должны были стать многочисленные программы практической реализации указанного специфического контроля, а именно:
• программа идентификации и изучения банком своих клиентов;
• программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов;
• программа проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в легализации им преступных доходов;
• программа документального фиксирования информации, указанной в ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов;
• программа хранения соответствующей информации и документов;
• программы обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
• программа, в которой определен порядок отказа банка от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказа от выполнения распоряжений клиента об осуществлении операции;
• программа, в которой определен порядок приостановления операций клиента;
• иные программы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов преступного происхождения.
Сейчас в соответствии с требованиями нового Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" КО обязаны разработать и обеспечить функционирование:
• программы организации системы ПОД/ФТ;
• программы идентификации кредитной организацией клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя;
• программы управления риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
• программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
• программы организации в КО работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
• программы, определяющей порядок взаимодействия КО с лицами, которым поручено проведение идентификации (в случае поручения кредитной организацией в соответствии с Законом проведения идентификации иным лицам);
• программы, определяющей порядок приостановления операций с деньгами или иным имуществом;
• программы подготовки и обучения кадров в КО по ПОД/ФТ.
В программы внутреннего контроля по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные кредитной организацией по своему усмотрению.
Кроме этого ЦБ РФ рекомендовал банкам ввести специальную должность ответственного сотрудника, который бы отвечал за разработку и реализацию указанных выше Правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также иных внутрибанковских мер в тех же целях. Данный ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений банка и подотчетен только руководителю банка. Банкам также "разрешается" определить или сформировать структурное подразделение по противодействию легализации преступных доходов, которое бы на основании специального Положения работало под руководством ответственного сотрудника.
При этом в Рекомендациях ЦБ РФ подчеркивается, что осуществление функций названного ответственного сотрудника относится к его исключительной компетенции, хотя такое лицо может выполнять в банке и иные функции (за исключением функций, возложенных на СВК), но только при условии, что он не имеет права подписывать от имени банка платежные и бухгалтерские документы, иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей банка, их осуществлением и исполнением, а также визировать такие документы (кроме документов по вопросам, относящимся к исключительной компетенции данного ответственного сотрудника).
Вопросы практики
По данным Росфинмониторинга, основными поставщиками сообщений о подозрительных операциях с деньгами или иным имуществом в базу данных ФСФМ являются кредитные организации – на них приходится около 85% поступающих сообщений. В 2011 г. при росте количества сообщений, поступивших от кредитных организаций, доля сообщений о нарушениях законодательства по противодействию легализации преступных доходов сохранилась на уровне 2010 г. Кроме того, в 2011 г. в 2 раза снизилась доля сообщений, представляемых кредитными организациями в ФСФМ с нарушением сроков. Так, при использовании материалов финансовых расследований ФСФМ правоохранительными органами были проведены в 2011 г. оперативно-розыскные мероприятия в отношении клиентов нескольких десятков коммерческих банков. По их результатам возбуждено около 50 уголовных дел по фактам неправомерных действий собственников и клиентов банков, у некоторых банков были отозваны лицензии. Большая часть выявленных в 2011 г. в кредитно-финансовой системе преступлений (около 300) квалифицируется по ст. 174 УК РФ.
Ст. 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем..., в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом – наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.
3. Деяние, предусмотренное в части 2 настоящей статьи, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные в частях 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с деньгами.. . или иным имуществом, совершенными в крупном размере... признаются финансовые операции и другие сделки с деньгами ... или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 6 млн руб.
Рис. 9.1. Количество сообщений, полученных ФСФМ в 2010–2011 гг.