Континуальные модели эмоций
Суть континуальных моделей эмоций заключается в том, что они объясняют и предсказывают трансформацию эмоциональных состояний. Можем ли мы испытать радость после сильного испуга? Или, например, от гнева перейти к печали? В какой степени следует согласиться с известным утверждением "от любви до ненависти – один шаг"? Хронологически первую фундаментальную модель динамики эмоциональных состояний предложил В. Вундт (1896).
Он предположил, что любое эмоциональное состояние может быть представлено в виде точки в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрядка (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Трехмерное пространство эмоциональных состояний (по В. Вундту)
Некоторые простейшие эмоциональные формы включают в себя только одно из измерений, в то время как другие – два или три. Например, согласно Вундту, при прослушивании ударов метронома в промежутке от одного удара до другого появляется особое эмоциональное состояние напряжения, которое после наступления удара переходит в свою противоположность – разрядку (включено одно измерение). Созерцание красного и голубого цветов характеризуются двумя различными эмоциональными состояниями, первое из которых может быть задано как удовольствие – возбуждение, а второе – как удовольствие – успокоение (включены два измерения). Более сложные чувства включают уже три измерения. Например, гнев (неудовольствие + возбуждение + напряжение) или смех (удовольствие + возбуждение + напряжение).
Таким образом, эмоция представляет собой комбинацию трех простейших пар переживаний, что означает отсутствие качественного своеобразия эмоциональных состояний. По мнению В. Вундта, "все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства".
Гипотеза Вундта о динамике эмоциональных состояний как переходе в противоположное в рамках одного измерения (напряжения в разрядку, удовольствия в неудовольствие, возбуждения в успокоение) недавно получила свое развитие в модели оппонентных эмоциональных процессов Р. Соломона (R. Solomon, 1974,1980). Автор попытался объяснить такой широко известный факт: за приятным эмоциональным состоянием часто следует своеобразная "эмоциональная расплата" в виде опустошения и подавленности, а за неприятным переживанием, наоборот, приподнятое настроение.
Согласно этой концепции каждая эмоция через несколько мгновений после своего возникновения пробуждает противоположную эмоцию.
Действие противоположной эмоции приводит к угасанию первоначальной эмоции и возвращению организма к состоянию равновесия. Поскольку противоположная эмоция развивается позже, чем первоначальная, ее действие продолжается и после того, как первоначальная эмоция исчерпала себя. Так, страх перед прыжком с парашютом вызывает противоположную эмоцию – восторг, который вы чувствуете еще некоторое время после приземления, а, например, семейная ссора после ее завершения может привести участников в состояние благодушия и расслабленности. Причем чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная, поэтому многие люди обожают смотреть фильмы ужасов или намеренно провоцируют конфликты из-за радости разрешения ссоры и счастья примирения. Обратное явление наблюдается в том случае, когда первоначальная эмоция положительная. Так, эйфория от алкогольного опьянения сменяется похмельем, а интенсивная радость – на первый взгляд беспричинными слезами. Концепция Р. Соломона помогает нам понять необъяснимое до этого отсутствие логики во многих человеческих поступках: вопреки здравому смыслу (и концепции 3. Фрейда) люди зачастую ищут отрицательных эмоций и избегают положительных. На самом деле происходит своеобразная "отсрочка" удовольствия, которое неизбежно последует за неприятностями.
Предположение о том, что отдельные формы мимического выражения не имеют качественных особенностей и их можно представить в виде некоторого континуума (или шкалы), получило дальнейшее развитие в работах Гарольда Шлоссберга с соавторами (R. Woodworth, G. Schlossbcrg, 1952, 1955). В экспериментах Шлоссберга испытуемым предлагалось оценить выражения лиц людей на фотографиях по двум шкалам, каждая из которых состояла из девяти пунктов. Шкалы повторяли измерения эмоциональных состояний, предложенные В. Вундтом: удовольствие – неудовольствие, принятие – отталкивание, сон – напряжение. В результате была создана шкала Шлоссберга для предсказания категории эмоций с помощью оценок удовольствия – неудовольствия и принятия – отталкивания (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Шкала Г. Шлоссберга
Шкала является круговой и включает шесть основных категорий: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Любое предъявленное мимическое выражение может быть представлено как точка в пространстве, ограниченном окружностью. Прочертив отрезок из точки пересечения шкал через эту эмпирически полученную точку к ближайшей дуге окружности, можно определить ОГЛАВЛЕНИЕ переживаемой эмоции.