Контакт оратора с аудиторией
Каждый оратор стремится "завоевать аудиторию" – привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Как этого добиться? Если читать речь "по бумажке", лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей невозможно. Следить за подобной речью, какой бы содержательной она ни была, очень трудно. Между таким "оратором", а точнее тем, кто озвучивает заранее написанный текст, и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.
Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать среди слушающих "эффект общения", разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать друг другу и которые будут вам охотно внимать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. Однако этому нужно учиться.
Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи "разговорность", используя для этого различные способы:
а) непосредственное обращение к слушателям;
б) эмоциональность, экспрессивность высказываний;
в) особый разговорный синтаксис: вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова и словосочетания, вставные, присоединительные конструкции, прямую речь, короткие, преимущественно односоставные предложения и т.д.
Иногда высказывается мнение, что оратор должен "перейти на разговорный стиль речи". Однако с этим нельзя согласиться: при публичном выступлении нет условий, определяющих обращение к разговорному стилю (неофициальность обстановки, "равноправие" говорящего и собеседника, неподготовленность речи, ее подлинная диалогичность). В применении к ораторской речи говорят лишь о "скрытой форме диалога", точнее – о различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность; лексика и фразеология выступления; наконец, само его ОГЛАВЛЕНИЕ не укладываются в разговорный стиль. Между тем искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.
Опытные риторы советуют начинающим ораторам в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. Тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.
Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории. Необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство "невидящим взглядом", или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником.
Пример
А. К. Михальская советует: "Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы нс казалось, что глаза “бегают”: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию но глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним"[1].
Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что говорят с ним и для него. Оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.
Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале.
Пример
Так, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства Π. Ф. Лесгафта, собиравшего на свои популярные лекции многочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушателей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со словами: "Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете?.."
Однако подобные замечания может делать лишь опытный оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более надежный и проверенный способ вернуть внимание слушателей – эмоциональная разрядка. Для этого оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, "притягивая" их к развитию темы; делает "лирическое отступление", рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале. Все это помогает поддержать начинающую затухать коммуникативность и продолжать речь.