Контактная модель работы с семьей в Швеции
Национальная добровольная программа "Контактная модель работы с семьей" начала действовать в Швеции с 1982 г. Суть се в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать, поддержать, помочь другим. Кроме основной цели, оказания поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет: 1) расширить сеть обслуживания клиента; 2) предотвратить отчуждение родителей и детей; 3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и обрести в качестве образца поведения мужчину или женщину; 4) дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению; 5) поддерживать родителей в их родительской роли.
Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находящимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей- инвалидов, молодыми семьями.
Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по контактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Шведские специалисты отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на данной деятельности, обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позволяет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов.
Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Это позволяет социальным работникам глубже понять роли членов семьи, вовлеченных в различные конфликты. Проводятся также курсы, на которых секретари разных районов встречаются, обмениваются взглядами, опытом. Например, секретари контактной службы из шести агентств г. Стокгольма встречаются один раз в месяц, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с работой с семьей.
Подбор семей или лиц для контакта осуществляется разными способами.
1. Подбор, ориентированный на клиента. В этом случае осуществляется поиск лица или семьи для контакта с определенным клиентом. Иногда клиент сам предлагает семью или отдельного человека, которому он доверяет.
2. Индивидуально ориентированный подбор. Он заключается в попытках убедить определенных лиц, подходящих для контакта, взять на себя ответственность и поработать с семьей.
3. Общий подбор. Он заключается в использовании СМИ для привлечения широкого круга людей, из числа которых могут быть подобраны лица для контакта.
Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением многочисленных вопросов, которые возникают у людей, желающих общаться с той или иной семьей.
Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, чего можно ожидать от клиента.
В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые методы. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего характера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.
Помимо этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие темы, как: 1) риск для детей; 2) помощь избиваемым женщинам; 3) семейные отношения; 4) работа в качестве лиц для контакта. Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно привлекать людей к планированию образовательных программ.
Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, устраивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления оптимального выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более ясным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют "печем пироги", посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность специалиста в семейных делах в благополучном разрешении проблемных ситуаций.
Секретарь контактной службы знакомит клиента с тем, как выбирается "правильная" семья и что будет представлять собой контракт о контактных отношениях, когда обе стороны примут решение. Важно отмстить, что выбор семьи для контакта производит секретарь службы. Стороны не выбирают друг друга. Если контактные отношения не действуют – секретарь сделал неправильный выбор. Именно поэтому необходимо обсуждение многих вопросов па первой встрече. Это делает процесс контакта семей менее драматичным. На ранней стадии дети в контакт не вовлекаются. Необходимо, чтобы прошло какое-то время для установления прочных отношений.
Для того чтобы найти "правильную" контактную семью для клиента, требуется немало интуиции и импровизации. Понимание потребностей клиента и нахождение нужных людей, отвечающих этим потребностям, – это две стороны трудной задачи. Здесь необходимо обдумать все, даже самые, казалось бы, незначительные факторы.
Технологии примирения семей, семейные консультации и руководство по воспитанию детей. Цель примирения семей – оказание помощи супругам в решении конфликтных ситуаций. Примирение – это проведение конфиденциальных и открытых обсуждений конфликтов, имеющих место в семейной жизни, а также правовых вопросов. Если встает вопрос о разводе, целью становится защита интересов ребенка и попытка достижения соглашения в вопросах, относящихся к заботе о ребенке, правам посещения ребенка и его содержания.
Закон о социальном обеспечении предусматривает, что муниципалитет должен обеспечить своих жителей помощью в вопросах воспитания ребенка и семейных консультаций. Руководство по воспитанию детей и семейные консультации означают наличие экспертной помощи в воспитании детей и вопросах семьи, а также социальное, психологическое и медицинское обследование и уход, наиболее благоприятно способствующие развитию ребенка. Целью является создание предпосылок для условий безопасного роста детей, а также повышение функциональной способности и психологического климата семей и их членов.
В 2012 г. в Финляндии насчитывалось более ста центров, осуществлявших семейное консультирование и руководство по воспитанию детей в пунктах обслуживания. Популярность центров среди семей постоянно растет. Наиболее частой причиной посещения центров являются проблемы с детьми (59% случаев), проблемы в семье (15%), проблемы во взаимоотношениях супругов (11%), примирение семей (5%) и обращение за советом (3%).
Система защиты детей в Финляндии четко урегулирована законом. Если ребенок по каким-либо веским причинам нуждается в срочном размещении под временную опеку, его можно в срочном порядке забрать из семьи максимум на 30 дней. Решение об этом принимает муниципальный социальный работник.