Лекция 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ИНОФРМАЦИЕЙ, ЗНАНИЯМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ

Прибыль должно дать более искусное руководство делом: побольше мозга в вашей работе - мозга и еще раз мозга.

Генри Форд

Системы управления информацией, знаниями, интеллектуальным капиталом

Управленческое консультирование по сути своей является знаниевым консультированием, так как консультант приносит новые знания в организацию либо генерирует их в процессе консультирования при решении проблем клиента. Однако в современной экономике знания, оставаясь важнейшим ресурсом, фактором эффективности производства, становятся в то же время самостоятельным товаром, который находит своего потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В связи с этим в организации необходимо создание системы управления знаниями, которая является частью системы управления организацией. Однако в настоящее время на российских предприятиях отсутствует подобная система, и консультант должен помочь своему клиенту определиться и получить ответы на вопросы:

- необходима ли мне система управления знаниями организации?;

- в какой степени она необходима: на уровне управления информацией, знаниями или интеллектуальным капиталом?;

- буду ли я создавать специальные подразделения, вводить должности по управлению знаниями (лидер знаний, менеджер знаний) либо это будут общепринятые принципы (культура знаний), стандарты, процедуры, разработанные консультантами и направленные на поиск, выявление, формализацию, социализацию знаний, их трансформирование в интеллектуальный капитал?

В этой системе необходимо выделить три объекта управления: информацию, знания и интеллектуальный капитал. Каждый из них требует создания своей системы, поскольку обладает своеобразием. Более того, имеется следующая последовательность: вначале формируется система управления информацией, затем на ее основе - система управления знаниями и далее - система управления интеллектуальным капиталом организации.

Прежде всего необходимо дать определение трем понятиям: "информация", "знания", "интеллектуальный капитал".

Информация - это продукт интеллектуальной деятельности человека, представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности ? сущности, явления, объекта, процесса ? в определенной форме, ценность которого для пользователя заключается в снижении неопределенности ситуации с учетом контекста деятельности (задачи).

Знания - это продукт интеллектуальной деятельности человека, на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность (структурные знания: знаю, что есть что, как устроено), позволяющий ему выполнять определенную практическую деятельность (процедурные знания: знаю, как поступить, действовать) и формирующий социально-экономический потенциал человека.

Интеллектуальный капитал - это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта человека, а также группы людей и представляющий собой продукты их интеллектуальной деятельности - информацию, знания, социально-экономические отношения, имеющие определенную ценность и обеспечивающие их владельцам благо и конкурентные преимущества.

В процессе управления необходимо обеспечить последовательную трансформацию информации в знания, а затем в интеллектуальный капитал, приводящую к повышению их ценности (рисунок 16).

Рисунок 16 - Трансформация информации в знания и интеллектуальный капитал организации

При этом информация может быть двух основных видов:

1. Информация I вида, упорядоченная в форме данных и представленная в базах данных, справочниках, каталогах и проч. Такая информация непосредственно трансформируется в интеллектуальный капитал и может быть зафиксирована как объект интеллектуальной собственности.

2. Информация II вида, которая является "сырьем" для создания знаний. Она поступает по двум каналам:

- непосредственно из реальной действительности с помощью органов восприятия (репрезентативной системы человека);

- из описаний (моделей) реальной действительности, созданных кем-либо с помощью определенного языка и установленных правил.

Для эффективного управления информацией, знаниями и интеллектуальным капиталом требуется создание соответствующих систем управления, которые отличаются степенью сложности и комплексности:

1. Система управления информацией, необходимой для оперативной хозяйственной деятельности.

2. Система управления информацией, обеспечивающей стратегическое развитие организации.

3. Система управления знаниями на уровне персонала организации.

4. Система управления знаниями с использованием интеллектуальных информационных технологий.

5. Система управления интеллектуальным капиталом организации.

Рассмотрим основные характеристики каждой системы.