Консультирование как вид психосоциальной помощи пожилым людям
Специалисты социальной сферы имеют, в отличие от представителей других профессий, возможность становиться "биографами" пожилых людей. Иногда это является частью их повседневной работы. Например, при проведении оценки социальные работники собирают биографическую информацию о клиентах. Многие формы консультирования, психосоциального вмешательства, психотерапевтических техник включают использование биографической информации, где отражаются личные темы и неразрешенные проблемы клиентов. В рутинной повседневной работе существует тенденция сокращать этот процесс и применять подход, "ориентированный на проблемы" (он основывается не на общей биографической информации, а только на той ее части, которая имеет отношение к настоящим проблемам). Это связано с ограничением времени работы с пожилым человеком. При этом процесс или действие по узнаванию автобиографических деталей может быть консультативным и терапевтическим, если к нему сензитивно подходить.
Консультирование охватывает широкий ряд подходов, основанных на различных теоретических положениях. Однако общая характерная черта большинства руководств по консультированию - это недостаточная представленность пожилых людей как клиентов консультирования. Игнорирование этой группы в теории консультирования и в применении практики иногда объясняют тем, что потребности пожилых людей сравнительно простые, и их легко удовлетворить, особенно обеспечив практическую помощь. Другие, напротив, считают, что консультирование пожилых людей имеет существенное сходство с консультированием людей любой возрастной группы. Однако имеются специфические вопросы, которые нужно принимать во внимание в любой форме непосредственной работы с пожилыми людьми. Специалисты должны сохранять баланс между практикой, которая бы не представляла нужды пожилых людей как "простые", и в то же время открывала возможности для широкого комплексного взаимодействия с ними. Знания о консультировании и о связанных с ним умениях должны быть частью репертуара практиков, работающих с пожилыми людьми.
Психосоциальное консультирование - форма оказания психосоциальной помощи, все шире практикуемая в нашей стране, хотя именно область психосоциальной помощи пожилым и старым людям еще относительно слабо освоена специалистами.
В консультировании устанавливается взаимодействие между консультантом и клиентом, при этом качество консультирования зависит от качества таких взаимодействий. Умения консультирования важны, но основополагающим является взаимодействие как средство для работы. Три главных аспекта консультирования включают: взаимодействие, умение и процесс личностного развития. Были разработаны различные модели консультирования, например подход, "центрированный на клиенте" (К. Роджерс), подход "разрешения проблем".
Большинство подходов к консультированию основаны на принципах, определяющих цель, метод и, в частности, отношение к клиенту:
- непредвзятое отношение и отсутствие предубеждений;
- безусловное позитивное отношение;
- эмпатическое понимание;
- доверие и искренность;
- правдивость;
- конфиденциальность.
Однако применение некоторых из этих принципов может иметь трудности в практике работы с пожилыми людьми, потому что специалист, консультирующий пожилого человека, бывает значительно моложе его, т.е. не имеет опыта старого возраста. Это может привести к неверной интерпретации поведения клиента в результате недостатка знаний о пожилом возрасте или пожилых людях.
Консультирование может проводиться по таким проблемам, как: переживание тяжелых утрат и острого горя, потеря функциональной способности, трудности или конфликты во взаимоотношениях и общении, понимание и изменение настоящих обстоятельств, адаптация к новым обстоятельствам или условиям жизни, оценка потребностей, работа со стрессом.
Консультирование также применяется не только для решения этих проблем, но и в таких процедурах, которые сами по себе не являются терапевтическими, но где умения консультанта помогают, содействуют достижению поставленных целей. Например, сбор информации для оценки или определения уровня удовлетворенности пожилого человека пакетом получаемых социальных услуг. Таким образом, общие цели консультирования пожилых людей - это достижение понимания или изменения, принятие решений, разрешение межличностных конфликтов, улучшение взаимоотношений или оценивания.
Специалист также проводит консультирование членов семьи пожилого человека, что позволяет им учиться и находить новые стратегии и подходы для управления стрессовыми факторами, рассмотреть альтернативы и выбрать наиболее для себя подходящие. Консультирование обеспечивает эмоциональную поддержку, которая иногда способствует тому, что член семьи берет на себя более активную роль в стратегии совладания. Консультирование членов семьи часто фокусируется на следующих задачах:
- определение возможностей использования формального сервиса (службы социальной защиты населения) и наличия барьеров к его использованию;
- обсуждение потребностей члена семьи пожилого человека и его возможностей находить и использовать новые стратегии для управления ситуацией.
Пример обращения в психологическую консультацию но поводу соматического больного - престарелого родителя, живущего в семье клиента, обратившегося за помощью (Ю.Е. Алешина, 1994).
Основным л оку сом жалобы в этом случае обычно являются серьезные изменения, происходящие в характере больною: раздражительность, нетерпеливость, частые жалобы на дефицит внимания со стороны окружающих и т. п. Прежде всею следует особенно внимательно расспросить об отношениях в семье в период самого начала болезни. Нередко оказывается, что в это время больного буквально "душили" заботой, тем самым, с одной стороны, постоянно напоминали о болезни и связанных с ней ограничениями, а с другой - лишали его возможности нормально и самостоятельно приспособиться к своей ситуации. Вслед за периодом интенсивной опеки семья обычно несколько охладевает к больному но принципу "должен же он/она понимать, что...". Таким образом, чрезмерная забота, гиперон ска, срерх усердное помогающее поведение родственников служат провоцирующими факторами, в конечном счете приводящими к ухудшению психического состояния больного. Если же родственники (даже в случаях заболеваний пожилого члена семьи функциональными психозами) помимо контроля за приемом лекарств будут стремиться предоставить ему возможность играть его прежнюю "роль", позволять выполнять связанные с нею семейные функции, подчеркивая его значимость для семьи и не допуская изоляции, пожилой больной будет иметь положительные установки, и семейные отношения будут складываться более благополучно.
Было выделено несколько типов гинеронеки. Например, "потакающая гинеронека": в связи с беспомощностью больных помощники, переоценивая тяжесть заболевания, чрезмерно опекают их даже в ремиссиях. Другой вид - "подавляющая гинеронека" - часто встречается, когда родственники недооценивают тяжесть состояния, требуют от больных вести себя как обычно.
Для того чтобы установить зависимость адаптации больного и интеграции семьи, нужно сначала максимально подробно расспросить члена семьи пожилого человека, который обратился за помощью к психологу, и лишь затем, представив себе общую картину развития отношений в семье, приступить к обсуждению выхода из создавшейся ситуации.
Одним из лучших выходов является модель отношений, описанная К. Роджерсом, когда члены семьи ориентируются на доверие больному, верят в то, что он - личность и может приспособиться к трудной ситуации. Свидетельством веры в больного является максимально здоровое отношение к нему, без каких-либо скидок и "причитаний" вокруг болезни, когда ему оказывается лишь действительно необходимая помощь. Важный момент - это поручение ему каких-либо посильных дел и семейных обязанностей, ориентация на то, чтобы он по возможности сам обслуживал себя. Консультант должен оказать весомую поддержку членам семьи, обращающимся за помощью, подробно обсудив то, как приложение этих принципов может выглядеть в данном конкретном случае, в их собственной семье.
Консультирование может быть коротким или долговременным. Это зависит от сложности ситуации, инвалидности пожилого человека.