Конструктивная дискуссия
Дискуссия – вид общения, целенаправленный, логический, устный обмен фактами и мнениями людей, которые принимают участие в обсуждении.
Основными целями дискуссии, по сути дела, является, с одной стороны, получение знаний, а с другой – решение проблемы.
Дискуссия представляет собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств.
Конструктивная дискуссия имеет следующие характерные особенности: дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон; быстрота реагирования на высказывания партнеров; критическая оценка мнений и предложений партнеров; аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов; ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме; ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем.
Существуют рекомендации по ведению конструктивной дискуссии:
1) заранее написать план выступления, отработать наиболее важные формулировки;
2) применять принцип периодического воздействия на собеседника в ходе дискуссии: неблагоприятные моменты и факты чередовать с благоприятными, в начале и в конце говорить о положительных фактах;
3) избегать присутствия посторонних, незаинтересованных лиц;
4) в любой ситуации быть вежливым, проявлять безукоризненный вкус;
5) облегчать собеседнику положительный ответ;
6) следует избегать вопросов, на которые собеседник может ответить "нет";
7) подробно объяснять свою позицию, если собеседник с ней не соглашается;
8) не отвлекаться от предмета обсуждения и избегать попутных отступлений, выражаться убедительно и в оптимистической манере.
Доверие
Этимологически "питать доверие" в латинском языке – credo – означает "сердце даю" или "сердце кладу". Доверие принадлежит к числу фундаментальных, важнейших психических состояний человека. Оно возникает в "круговороте общения" между людьми, т.е. не является врожденным.
Доверие часто понимается как психическое состояние, в силу которого человек полагается на какое-либо мнение, кажущееся ему авторитетным, и потому отказывается от самостоятельного исследования вопроса, могущего им быть исследованным.
Итак, доверие отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Доверие же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания.
Необходимо рассматривать доверие как психическое состояние (чувство), которое, как и всякое психическое состояние, преходяще. Завоевать, внушить доверие трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно.
Проблема психологии доверия – это проблема, имеющая отношение ко всем формам жизни, деятельности, поведения и сознания человека. Ориентация отношений в конфликтной ситуации на взаимное доверие помогает преодолеть возникшие противоречия.