Конструктивизм. Человек в среде отчужденных от него индустриальных сил
Конструктивизм (от лат. - построение) - художественное направление искусства (возникло в России в 20-е годы XX в.), проявившее себя главным образом в архитектуре и литературе.
Основы теории и предпосылки возникновения Реальная действительность (хозяйственная разруха, резкий дефицит строительных материалов, недостаток средств, острая жилищная нужда, развал городского коммунального хозяйства) заставила заняться первоочередными проблемами. Массовое строительство дворцов уже представлялось задачей будущего, но творческие поиски в архитектуре продолжались со все возрастающей интенсивностью.
В развитии советской архитектуры 1921 - 1924 гг. были временем формирования новаторского творческого направления в острой борьбе с традиционалистскими концепциями.
Конструктивизм - второе важнейшее течение советского архитектурного авангарда, которое окончательно сформировалось несколькими годами позднее рационализма. Теоретическое кредо конструктивизма отражало новые условия развития архитектуры, когда после окончания гражданской войны в стране развертывалось реальное строительство.
На ранней стадии формирования архитектурный конструктивизм испытывал значительное влияние конструктивизма как более широкого творческого течения в советском искусстве первых послевоенных лет (оформление выставок и книг, театральные декорации, производственное и агитационное искусство, плакат и так далее). Конструктивизм формировался в ходе борьбы за новые формы художественного труда и за его рационализацию, которая отражала социальные преобразования в обществе, изменение в технике производства предметов, становление новых эстетических идеалов.
Теория конструктивизма во многих своих положениях совпадает с теорией производственного искусства.
Теория производственного искусства формировалась в первые годы советской власти в процессе осознания социальной роли искусства деятелями художественного авангарда. Маяковский, отрицая старое искусство, служившее господствующим классам, призывал художников сделать новое искусство доступным широким массам трудящихся ("Газета футуристов", март 1918 г., "Открытое письмо рабочим"). В это же время О. Брик, Б.Кушнер и Н.Лунин в своих статьях формировали первые вполне определенные элементы теории производственного искусства. Была выдвинута идея о том, что искусство должно формировать жизнь, а не украшать ее. Художников призывали не изображать жизнь, а создавать ее, "производить" окружающие человека вещи. Именно тогда был введен в обиход теории искусства термин "вещь". Наиболее последовательно концепция производственного искусства была изложена в сборнике "Искусство в производстве". Здесь О.Брик писал о том, что "архитекторы, живописцы, скульпторы такие же рабочие, как инженеры, металлисты, текстильщики, деревообделочники и прочие, и нет никаких оснований квалифицировать их труд как творческий, в отличие от какого-то другого, не творческого..." Художники должны были перестать быть художниками в традиционном смысле этого слова и идти на производство. Архитекторы поддержали призыв сделать искусство массовым, украшать "труд".
Термин "конструктивизм" возник раньше, чем сформировалась теория производственного искусства. Концепция вещизма также часто обозначалась этим термином. В 1922 г. в Берлине Эль Лисицкий и Илья Эренбург основали журнал "Вещь", в котором пропагандировалось искусство конструктивное, не украшающее жизнь, а организующее ее. Искусство должно созидать новые вещи, не только утилитарные. "Всякое организованное произведение - дом, поэма или картина - целесообразная вещь, не уводящая людей из жизни, но помогающая ее организовать... Примитивный утилитаризм чужд нам. "Вещь считает стихотворение, пластическую форму, зрелище необходимыми вещами" (Вещь. Берлин. 1922. №1-2. С. 2-3).
Надо сказать, что наиболее ортодоксальными сторонниками теории производственного искусства были чистые теоретики (О. Брик, Б. Арватов, Б. Кушнер и др.).
Выражение концепции "вещизма" точнее производственного искусства на ранней стадии перерастания производственного искусства в ранний конструктивизм. Самоопределение этого раннего (не архитектурного) конструктивизма как самостоятельного течения относится к 1921 году.
В марте 1921 г., в ИНХУКе была создана рабочая группа конструктивистов (А. Ганс, К. Медунецкий, А. Родченко, К. Иогансон, В. и Г. Стенберги, В. Степанова), теоретиком которой был Ганс. Свои взгляды он изложил в книге "Конструктивизм" (1922). В своей программе он призывал к практической деятельности, к "реальному эксперименту". Основными средствами выражения материальных сооружений объявлялись "тектоника, конструкция и фактура, мобилизирующие материальные элементы индустриальной культуры". Конструкцию при этом следовало понимать как избирательную "функцию, доведенную до предела". Группа объявила "непримиримую войну искусству вообще", утверждая неприемлемость художественной культуры для коммунистических форм конструктивистских сооружений.
Конструктивисты и теоретики производственного искусства полагали, что "искусство органически совпадает с производственным искусством".
Но надо заметить, что для архитектурного творчества призывы не изображать действительность, а формировать окружение человека, его предметный мир, не были призывами к отказу от специфики своего труда. Архитекторы в идеях производственников видели социальное ОГЛАВЛЕНИЕ - ориентацию на массового потребителя, а в утилитаристской концепции им виделся дополнительный аргумент в борьбе с неоклассиками. Если форма должна вырастать из функции и конструкции, то ордерные элементы надо отбросить как устаревшие.
Нет полной ясности в вопросах о месте и времени его возникновения и о первоначальном смысле.
В очерке о французской жизни Маяковский писал: "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм..., понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для формирования всей нашей жизни". В издававшемся в Берлине журнале "в" в 1924 г. (№ 3) была опубликована статья Г. Рихтера "О конструктивизме"; в ней говорилось, что "термин "конструктивизм" возник в России. Им обозначалось искусство, которое вместо привычного материала использовало современные конструктивные материалы и ставило конструктивные цели". Позднее на Дюссельдорфском международном конгрессе художников Г. Рихтером, Т. Ван Десбургом и Лисицким термин конструктивизм был принят в более широком смысле. Видимо, в Европу этот термин был занесен Лисицким в 1922 г. Появление "конструктивизма" и "конструктивистов" в России связывают с образованием рабочей группы ИНХУКа (1921 г.).
Если говорить о первоначальном смысле термина "конструктивизм", то важно заметить, что в нем присутствуют несколько смысловых оттенков: связь с технической конструкцией, связь со структурной организацией художественного произведения, которую тогда называли "конструкцией", связь с методом работы инженера - процессом конструирования, связь с задачей организации (конструирования) предметной среды человека. В советской архитектуре конструктивизм понимался прежде всего как новый метод проектирования.
Неправильно придавать этому термину сугубо стилистический смысл или связывать его с буквальным выявлением конструкции.
Эстетика конструктивизма формировалась в сложных и противоречивых условиях перехода от военного коммунизма к нэпу. Нэп обострил проблему эстетического идеала различных социальных слоев. Роскоши нэпманов пролетариат противопоставил сознательно культивируемый аскетизм в одежде, быту, оформлении учреждений.
Простота форм (в том числе и в архитектуре) ассоциировалась с демократичностью, она призвана была как бы олицетворять новые отношения между людьми. Художники пытались создать искусство и материальное окружение человека, связанное с новыми эстетическими нормами.
Л. Попова, разрабатывая проект оформления спектакля "Великодушный рогоносец" в театре Вс. Мейерхольда, не исходила из задачи объемно-пространственного разрешения сценического действия, а как бы овеществляла в картинной плоскости сцены свои беспредметные композиции 1921 года, в которых господствовали не секущие плоскости (как прежде), а сложная паутина пересекающихся прямых линий.
Вообще "Великодушный рогоносец" вошел в пятерку спектаклей с наиболее интересными, характерными и принципиально новыми конструктивистскими декорациями. Самой известной из них, пожалуй, можно назвать установку А. Веснина к постановке "Человек, который был четвергом" в Камерном театре (реж. А.Таиров). Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (некое художественное воплощение идеи "урбанизма"), использовав каркасные конструкции, фермы, консоли, лифты, движущиеся тротуары, подъемные мостовые переходы, пандусы и т.д.
В первых эскизах для этого спектакля преобладала динамика - и в решении композиции, и в буквальном смысле. Затем все больше выявлялся каркас, который и стал определяющим. Эта работа А.Веснина имела принципиальное значение для формирования эстетического кредо конструктивизма. Она свидетельствует, что эстетика раннего конструктивизма шла от ажурной конструкции и от движущихся механизмов, соединяла в себе пространственность и динамику.
В театр конструктивизм пришел из лабораторных экспериментов художников и из инженерных сооружений (оголенная конструкция). Но именно здесь он проявил себя в крупных эстетически осознанных формах.
Конструктивизм как творческое течение в архитектуре достиг своей зрелости в 1926-1928 гг. В это время при разработке теоретических проблем большое внимание уделяется вопросам взаимосвязи средств и целей архитектуры, обосновывается функциональная целесообразность архитектурной формы. Идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались как единые.
В проектах получил распространение независимый метод композиции, когда здание делилось на отдельные по назначению корпуса и объемы, которые соединялись друг с другом коридорами, переходами и тому подобным в соответствии с требованиями общего функционального процесса.