Конституция РФ в правовой системе общества

Конституция является "стержнем" всей правовой системы. С учетом официального конституционно-судебного толкования и возможностей научной интерпретации можно выявить главные признаки, составляющие развернутое определение конституции.

1. Прежде всего, конституцию следует рассматривать как совокупность основополагающих правовых норм, объективно необходимых для регулирования наиболее важных общественных отношений:

а) это основные регулирующие начала, которые при становлении или изменении общественного строя необходимы и которых должно быть в принципе достаточно для нормальной жизни человека и общества;

б) каждая из конституционных норм является базовой, определяющей для всех остальных правил поведения;

в) это совокупность норм, тяготеющая к системному образованию, так как качества системности заложены в самих общественных отношениях, имеющих массовый характер и требующих урегулирования на уровне конституционных норм. Последние образуют достаточно устойчивую конституционно-нормативную основу правовой системы общества;

г) конституционные нормы в своей основе носят естественно-правовой характер (в них закрепляются и права человека, и необходимые правила поведения, выкристаллизовавшиеся в результате человеческого общежития, и исторически выверенные средства и способы государственного устройства, управления и самоуправления), и они освящаются общей волей народа или его большинства.

2. Конституция - это политико-правовой договор, который фиксирует определенное состояние общества, обозначает публично-правовые пределы вмешательства государства в частную сферу гражданского общества, устанавливает гарантии прав и свобод человека и гражданина:

а) это договор между гражданами и их объединениями по поводу государственной организации общества;

б) сама природа и порядок принятия этого документа делают конституционные нормы видимыми для всего населения, придают им публичный, политический характер;

в) конституция в качестве политико-правового договора отражает и закрепляет результат противоборства различных социальных сил, экономических и политических группировок, разнообразных этнических сообществ. Здесь политические устремления социальных слоев, иногда прямо противоположные, находят свой консенсус и его юридическое оформление.

г) как договор (документ) она соединяет естественно-правовые начала с позитивным правом (законодательством).

3. Конституция - это основной закон государства (страны):

а) в котором основные правовые начала (нормы) внешне выражаются, закрепляются и получают законодательное (позитивное)значение;

б) который обладает высшей юридической силой, обеспечивает порядок в обществе и является самым стабильным законом во времени и самым действенным в пространстве и по кругу лиц;

в) который обеспечивается, с одной стороны, институтами гражданского общества, с другой - институтами государства, вплоть до государственного принуждения. В самой конституции заложены конструкции и механизмы, гарантирующие ее жизнеспособность, устойчивость и действенность.

г) который является актом прямого действия. Все граждане и правоприменительные органы могут ссылаться на нормы конституции при использовании, соблюдении, исполнении и применении права.

4. Конституция - особое и самостоятельное правовое явление, концентрированное выражение права конкретного общества и государства, некий "протуберанец" правовой системы:

а) такое понимание конституции может приблизить нас к решению тех проблем, которые считаются в теории неразрешимыми. Именно на уровне конституции наблюдается единство и дифференциация, взаимодействие и противодействие естественного и позитивного, публичного и частного права, права и закона, системы права и системы законодательства;

б) конституция раскрывает некоторые закономерности общественного и правового развития. Не случайно, что, как правило, в ходе эволюционного развития той или иной общественной системы конституция изменяется постепенно и последней из нормативных актов в правовой системе, а в ходе революционных преобразований она отменяется сразу и первой.

При исследовании самой конституции, соотношения ее с другими политическими и правовыми явлениями необходимо учитывать все вышеописанные грани и значения. Однако отправным в данном случае, имеющим важный практический смысл является определение ее в качестве основного закона государства и общества, отражающего общую волю народа, обладающего высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.

Особый порядок внесения в Конституцию РФ поправок и ее пересмотр закреплен в гл. 9. Различают четыре способа изменения конституционных норм.

Первый способ применим к нормам гл. 1, 2 и 9 и представляет собой наиболее сложный вариант. Внесение любой поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой конституции. Такую инициативу может проявить Федеральное Собрание РФ. Для этого необходимо, чтобы внесенное предложение было поддержано голосов от общего числа членов Совета Федерации и голосов депутатов в Государственной Думе. Если необходимое чисто голосов обеспечено, созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который самостоятельно принимает голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). Конституционно закрепленный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 Конституции РФ должен уточняться в федеральных конституционных законах о референдуме Российской Федерации и о Конституционном Собрании, последний из которых еще не принят.

Второй способ предполагает внесение поправок в гл. 3-8 в соответствии со ст. 136 Конституции РФ в форме федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ. После вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит, нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции РФ. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально обнародует Конституцию РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления данных поправок в силу.

Третий способ касается изменений ст. 65 Конституции РФ в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта РФ или образованием в ее составе нового субъекта РФ, а также изменения конституционно-правовою статуса субъекта РФ. Такие изменения вносятся па основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия названных законов, за исключением изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, установлены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Четвертый способ характеризует упрощенный порядок внесения изменений в Конституцию РФ путем принятия указов Президента РФ о включении в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Это означает, что:

а) Конституция стоит во главе иерархической пирамиды нормативных правовых актов страны. Это не просто закон, а самый главный закон, обеспечивающий стабильность, порядок в обществе. По нему можно сверять все иные нормативные и правоприменительные акты;

б) каждый российский гражданин, полагающий, что его конституционные права и свободы нарушены, может защитить их в суде, иных государственных органах, а также в органах местного самоуправления, опираясь непосредственно на нормы Конституции РФ;

в) Конституция РФ определяет и гарантирует обеспечение последовательного и единообразного применения закона и создания единого правового пространства страны.

Конституция РФ в качестве интеллектуально-идеологического документа предопределяет в известной мере правопонимание и правосознание (индивидуальное и общественное). Она, с одной стороны, консолидирует такие разнокачественные явления, как знания и чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты и прагматические интересы, с другой - берет на себя обязанность соответствовать общественным ожиданиям, в первую очередь испытывает на себе критику или одобрение со стороны индивидов и общества, различного рода социальных групп, классов, организаций и движений. Все это позволяет конкретному человеку, гражданину более или менее адекватно воспринимать правовую реальность, вырабатывать свое отношение к ней и мотивы правомерного или неправомерного поведения.

Конституция РФ является основой формирования и систематизации нормативного ядра правовой системы общества. Она предопределяет отраслевые и институциональные характеристики права, устанавливает ориентиры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, формирует стратегические цели правового развития.

Конституция РФ выступает как многосторонний, документально оформленный политико-правовой договор между гражданами и их объединениями по поводу государственной организации общества, между государством и каждым гражданином в отношении их прав и обязанностей, свободы действия гражданина и ответственности государства, между Российской Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением в связи с необходимостью разграничения предметов ведения и конституционных полномочий. Сама природа и порядок принятия этого документа делают конституционные нормы видимыми для всего населения, придают им публичный, политико-правовой характер.

Структурно-содержательный подход при исследовании конституционных основ правовой системы предполагает характеристику ее основных компонентов - субъектов права в интеллектуально-психологическом, деятельностном, формально-документальном и социально-результативном измерении.

Субъект права - это прежде всего человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений. По тому, какие лица и организации являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабовладельческих обществах раб не был субъектом права, а в средневековых обществах Европы и на Древнем Востоке выделялись различные категории лиц с неравным правовым статусом. В ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, происхождения, вероисповедания и других различий. При социализме были сделаны шаги по реальному обеспечению некоторых социальных прав. Следовательно, человек как субъект права занимает важное место в правовой системе, является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности и прогресса.

В Конституции РФ признано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание российской правовой системы. Все остальные ее субъекты - организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства - суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

Характеристика человека в качестве субъекта права требует рассмотрения его правовой деятельности, из которой в конечном счете складывается правотворческая деятельность органов государственной власти, правоприменительная деятельность судебных органов, правоохранительных органов (прокуратуры, внутренних дел и др.), органов исполнительной власти.

Через правотворческую деятельность (ст. 15, 105-107 Конституции РФ) в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания нормы, программы, модели поведения и деятельности людей и органов (организаций) российского общества.

Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. Правоприменительные органы в своей деятельности должны ориентироваться на фундаментальные конституционно-правовые ценности - права человека. "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, ОГЛАВЛЕНИЕ и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установил факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

В итоге можно с определенной условностью провести следующую аналогию: если государство выступает в качестве интегрирующего, властно-реализующего, центрального звена политической системы общества, то Конституция РФ является организующим и определяющим фактором в иерархии юридических норм и выступает в качестве центрального звена правовой системы общества.

Динамику правовой системы, направленность се воздействия на общественные отношения выражают такие категории, как "правовое регулирование" и "механизм правового регулирования".