Конституция 1793 г.
В июле 1793 г. якобинцы приняли новую конституцию, состоящую из текста Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. Последовательный и радикальный для своей эпохи демократизм якобинцев проявился в новой Декларации прав человека и гражданина и в конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците. В этих документах, испытавших на себе сильное влияние взглядов Ж.-Ж. Руссо, идея естественных прав человека, к которым якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность, получила наиболее революционное и демократическое выражение. Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла право собственности в традиционно индивидуалистическом плане как возможность "пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла". Однако в решении политических вопросов, в частности в сфере прав граждан, якобинцы делали значительный шаг вперед по сравнению с предшествующими конституционными документами. По ст. 122 конституции каждому французу гарантировалось образование, гражданское обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества. Согласно ст. 7 Декларации 1793 г. в число личных прав включались право собраний с "соблюдением спокойствия", право отправления религиозных обрядов. В якобинской Декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т.е. произвольный и тиранический, акт, имело право оказывать сопротивление силой (ст. 11). Поскольку сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, Декларация 1793 г. делала революционный вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа "восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность" (ст. 35). Таким образом, в отличие от Декларации 1789 г., где говорилось о национальном суверенитете, якобинцы в своих конституционных документах выдвинули идею народного суверенитета, восходящую к Ж.-Ж. Руссо.
В конституции якобинцев отвергался принцип разделения властей как противоречащий, но мнению Ж.-Ж. Руссо, идее народного суверенитета, выступающего как единое целое. Конституция предусматривала простое и демократическое по гем временам устройство государства. В противовес федералистским устремлениям жирондистов в ст. 1 подчеркивалось, что "французская республика едина и неделима". Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж.-Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики и т.д.) мог лишь предлагать законы. Принятый национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после рассылки в департаменты в большинстве из них 1/10 часть первичных собраний не отклоняла его. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что "народ обсуждает и постановляет законы" (ст. 10). По менее важным вопросам Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.
Исполнительный совет республики в составе 24 человек должен был избираться Национальным собранием из списков, выдвинутых первичными департаментскими собраниями. Совет нес ответственность перед Национальным собранием "в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях" (ст. 72).
Однако в связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу и предусмотренная ею система государственных органов на практике не была создана.
Основы организации революционного правительства были определены Конвентом в ряде декретов, в частности в учредительном законе от 4 декабря 1793 г. "О революционном порядке управления". В этом декрете предусматривалось, что "единственным центром управления" в республике является Национальный конвент.
Правительственную власть в системе революционно-демократической диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения, который выдвинулся на первое место среди комитетов Конвента. Роль этого комитета особенно возросла с июля 1793 г., когда во главе его вместо Дантона, проявлявшего нерешительность и склонность к компромиссам, встал признанный глава якобинцев Робеспьер, а в состав Комитета вошли ближайшие соратники последнего: Сен-Жюст, Кутон и др. Согласно декрету Конвента от 10 октября 1793 г. Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы.
Для связи Конвента и правительственных учреждений с местами в департаменты и армию посылались комиссары из числа депутатов Конвента, которые наделялись широкими полномочиями. Они осуществляли контроль за применением декретов революционного правительства и в случае необходимости могли отстранить должностных лиц в департаментах и генералов в армии. Сложная политическая ситуация (контрреволюционные мятежи, измены в армии) вынуждала комиссаров Конвента иногда брать на себя и непосредственные административные и организационные функции: издавать обязательные распоряжения, командовать воинскими частями и т.д.
К задачам революционной диктатуры было приспособлено управление на местах. Законом от 4 декабря 1974 г. из ведения администрации департаментов были изъяты важнейшие вопросы, "относящиеся к революционным законам и мерам управления и общественного спасения". По этим вопросам дистрикты и муниципалитеты консультировались непосредственно с революционным правительством. Наибольшую активность в местном управлении проявили муниципалитеты, очищенные от жирондистов. В работе коммун и их секций, в генеральных советах активное участие принимали низы городского и сельского населения.
Еще по декрету 21 марта 1793 г. для надзора за враждебными республике иностранцами в каждой коммуне и ее секции избирались специальные комитеты. При якобинцах функции этих комитетов значительно расширились, они назывались революционными комитетами. Эти комитеты, состоящие из наиболее активных и преданных революции граждан, были созданы по всей стране и превратились в новую опору Комитета общественного спасения на местах; они не только последовательно проводили в своих округах политику центра, но в свою очередь сами оказывали давление на Конвент, вынуждая его в ряде случаев выполнять требования масс.
Важное место в системе революционной диктатуры занимали различные народные общества и клубы, прежде всего Якобинский клуб в Париже, который выполнял роль своеобразного политического штаба революции, и многочисленные его отделения по всей стране (свыше 40 тыс.).
Одной из существенных особенностей якобинской диктатуры было создание специальных органов, предназначенных для борьбы с внешними врагами и внутренней контрреволюцией. В своей деятельности, направленной на защиту республики и завоеваний революции, эти органы использовали методы революционного террора.
В августе 1793 г. Конвент издал декрет о всеобщем ополчении, согласно которому осуществлялся переход от добровольческого принципа к обязательному набору, т.е. созданию массовой народной армии. Батальоны новобранцев, слитые с кадровыми частями (так называемая "амальгама армии"), укрепляли революционный дух и боеспособность подразделений. На командные посты, в том числе и генеральские, выдвигались молодые и способные люди, многие из которых были выходцами из народа. Революционная армия не только очистила к началу 1794 г. территорию Франции от войск коалиции, но и сыграла важную роль в подавлении опасных контрреволюционных мятежей в Лионе, Вандее и других регионах.
Важную роль в организации борьбы с контрреволюцией играл Комитет общественной безопасности, па который законом от 4 декабря 1793 г. было возложено руководство полицией. Он не был подчинен Комитету общественного спасения и должен был ежемесячно представлять свои отчеты непосредственно в Конвент. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, Комитет общественной безопасности, нередко злоупотреблявший своей властью, стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.
Особую роль в проведении карательной политики в дистриктах и коммунах играли революционные комитеты, функции которых были существенно расширены законом от 17 сентября 1793 г. "О подозрительных". Эти комитеты имели непосредственную связь с Комитетом общественной безопасности, пересылали ему списки арестованных и изъятые у них документы. Лица, которые своим поведением, связями, речами, сочинениями проявляли себя "сторонниками тирании, федерализма и врагами свободы"; члены дворянских семей, которые не проявляли постоянно своей преданности революции; лица, которым было отказано в выдаче "свидетельства о благонадежности", считались подозрительными и подлежали аресту. Революционные комитеты, разоблачая и обезвреживая контрреволюционеров, нередко подвергали репрессиям невинных людей.
Чрезвычайно активную роль в системе органов якобинской диктатуры играл Революционный трибунал, созданный по требованию якобинцев еще Жирондистским конвентом 10 марта 1793 г., но превратившийся в постоянно действующее орудие революционного террора лишь после его реорганизации 5 сентября 1793 г. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло вести жесткую и решительную борьбу с политическими противниками революционного правительства: роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав. В период до 10 июня 1794 г. по приговору Революционного трибунала было казнено 2607 человек.
Конвент 10 июня 1794 г. принял декрет "О врагах народа", который еще более упрощал судебную процедуру, но вместе с тем упразднил и элементарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый допрашивался только на судебном заседании в присутствии присяжных, но не имел права на адвоката. Считалось, что "защитниками невинно оклеветанных закон считает присяжных патриотов; заговорщикам же защитников не полагается". Руководством к вынесению приговора должна была служить лишь "совесть" присяжных. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, назначалась смертная казнь. Само понятие "враг народа" по декрету было сформулировано широко и неопределенно. Закон позволил правительству усилить террор против "новых богачей", но повлек за собой и рост казней невинных людей из народа (за 48 дней было казнено 1350 человек).