Лекция 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В нашей стране судебный орган конституционного контроля появился в последние годы Советской власти. Законом СССР от 01.12.1988 № 9853-Х1 "Об изменениях и дополнениях в Конституцию (Основной Закон) СССР" было установлено, что Комитет конституционного надзора избирается съездом народных депутатов СССР сроком па 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.
Порядок создания и полномочия Комитета конституционного надзора определялись Законом СССР от 23.12.1989 "О конституционном надзоре в СССР". Статья 1 данного Закона гласила, что конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. Комитет конституционного надзора фактически прекратил свою деятельность, хотя юридически оформленных решений по этому поводу не было.
Практически одновременно с формированием Комитета конституционного надзора СССР в Российской Федерации шла работа по созданию органа конституционного контроля. Законом РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" была введена новая редакция ст. 119 Конституции РСФСР, в которой говорилось, что Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом народных депутатов РСФСР. Верховный Совет РСФСР 6 мая 1991 г. принял Закон "О Конституционном Суде РСФСР", который уже в новой редакции был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 г.
После принятия 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" был объявлен недействующим.
В развитие конституционных положений был принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституционный Суд РФ является постоянно действующим органом, осуществляющим правосудие в сфере своей компетенции. Понятие конституционного контроля в действующем законодательстве отсутствует, однако в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" закреплено, что
Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Таким образом, конституционный контроль представляет собой деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствии Конституции РФ положений действующего законодательства, а также осуществлению иных полномочий данного судебного органа.
Из данного определения, а также из общего назначения, присущего данному органу, вытекает ряд признаков, характеризующих конституционный контроль как особый вид социально значимой деятельности.
1. Конституционный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом - Конституционным Судом РФ. Помимо него данную деятельность не вправе выполнять ни один государственный орган или общественное объединение. Иные контролирующие органы (например, Контрольное управление Президента РФ) при обнаружении несоответствий федерального законодательства положениям Конституции РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом в общем порядке.
2. Конституционный контроль реализуется в порядке, строго регламентированном законом. Во-первых, на законодательном уровне закреплена структура Конституционного Суда РФ. Во-вторых, установлены его полномочия, которые нельзя использовать расширительным образом. И, в-третьих, в действующем законодательстве закреплена сама процедура осуществления конституционного судопроизводства, а также определены принимаемые данным органом решения.
3. Конституционный контроль осуществляют должностные лица, обладающие особым статусом. Только судьи Конституционного Суда РФ вправе исполнять функцию конституционного контроля. Иные лица, образующие аппарат Конституционного Суда РФ, реализуют вспомогательные функции и непосредственного участия в правосудии не принимают.
4. Основным ОГЛАВЛЕНИЕм конституционного контроля является проверка положений действующего федерального законодательства на предмет их соответствия Конституции РФ. При этом конституционные нормы выступают в качестве ориентира для последующего изменения законов, приведения их в полное соответствие конституционным стандартам.
Задачами конституционного контроля являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.