Конституционный контроль
Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Функция конституционного контроля и надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Впервые была применена Верховным судом США под председательством Д. Маршалла в 1803 г. в решении по делу "Мэрбери против Мэдисона".
Виды конституционного контроля:
– децентрализованный (американский). Конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония);
– централизованный (европейский). Конституционный надзор осуществляется специальными квазисудебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Италия, Франция). К данному типу относятся и мусульманские страны.
Объекты конституционного контроля (правовые акты и действия, которые подлежат проверке на предмет их соответствия Конституции государства): обычные, конституционные и органические законы; поправки к конституции; международные договоры; парламентские регламенты; нормативные акты исполнительных органов государственной власти.
Субъекты конституционного контроля (органы, осуществляющие конституционный контроль и надзор): должностные лица (глава государства, реализующий право отлагательного вето; большинство органов публичной власти; органы конституционного контроля, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта (специализированные европейские конституционные суды или суды общей юрисдикции, в компетенцию которых входят функции конституционного контроля; квазисудебные органы, например Конституционный совет во Франции и т.д.).
По своему содержанию конституционный надзор может быть: формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия нормативно-правых актов); материальным (проверяется ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции).
Формы конституционного контроля.
1. По времени проведения:
– предварительный конституционный контроль – предполагает проверку конституционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада);
– последующий конституционный контроль – проверке на конституционность подвергаются законы, промульгированные и вступившие в юридическую силу (США, Италия, Германия).
В некоторых странах (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы.
2. По порядку инициирования:
– обязательный – осуществляется субъектами конституционного контроля в соответствии с конституцией государства либо на основании специального закона (Германия);
– факультативный – осуществляется только по инициативе управомоченного субъекта (Франция).
Кроме вышеуказанных форм конституционного контроля в науке конституционного права выделяют:
– постановляющий и консультативный контроль (по правовым последствиям);
– внутренний и внешний (в зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего функцию конституционного контроля);
– обязательный и факультативный (по порядку инициирования);
– абстрактный и конкретный (по основанию проведения);
– материальный и конституционный контроль (по предмету проверки).
Процедура конституционного контроля проходит следующие стадии:
1) обращение в орган конституционного контроля. Круг субъектов, которые могут обратиться в этот орган, в различных государствах неодинаков. Если это суды общей юрисдикции, – в круг входят все субъекты, имеющие право обращения в суды, и сами суды; если это специализированные органы конституционного контроля – глава государства, парламент, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов федерации при федеративной форме государственного устройства, суды, в ряде случаев – граждане; реже – общественные объединения (Бразилия);
2) подготовка дела к слушанию;
3) рассмотрение существа дела;
4) вынесение решения и вступление его в юридическую силу.