Конституционные суды субъектов РФ
Конституционные суды субъектов РФ – это судебные органы конституционного контроля, имеющие задачей защиту конституционного строя республики (иного субъекта РФ), основных прав и свобод граждан, утверждение законности на территории их действия. Их функционирование основано на определенных процессуальных принципах, что сближает их с КС РФ и судами общей юрисдикции.
В законе о конституционных, уставных судах субъектов РФ содержатся сходные, как правило, процедурные нормы судопроизводства. Например, Закон г. Москвы от 13.02.2002 № 10 "Об Уставном суде города Москвы" определил, что Уставный суд г. Москвы является судебным органом уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. Уставный суд входит в единую судебную систему РФ, он должен состоять из пяти судей и в соответствии с его подведомственностью:
1) разрешает дела о соответствии Уставу:
а) законов г. Москвы;
б) нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти г. Москвы;
в) уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
г) отдельных положений нормативных правовых актов, указанных выше в пунктах "а", "б" и "в";
2) дает официальное толкование Устава;
3) реализует законодательную инициативу;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом и законом.
Адвокат должен иметь в виду, что Уставный суд должен осуществлять свою деятельность на основе принципов законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, использования в деятельности Уставного суда русского языка – государственного языка РФ с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком. Вступившие в силу решения и иные документы Уставного суда по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц на всей территории РФ. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Другой закон – Закон Свердловской области от 11.03.1997 "Об Уставном Суде Свердловской области" – устанавливает, что Уставной Суд Свердловской области является органом государственной власти Свердловской области как субъекта РФ и входит в единую судебную систему РФ. Уставной Суд осуществляет официальное толкование Устава Свердловской области, рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области:
• законов Свердловской области и постановлений палат Законодательного собрания Свердловской области;
• нормативных актов губернатора и Правительства Свердловской области;
• нормативных актов органов местного самоуправления. Устав предусматривает обычные для судопроизводства принципы деятельности Суда: независимость, коллегиальность, устность, непосредственность, непрерывность разбирательства, состязательность, равноправие сторон.
В разделе II Устава содержатся подробные правила судопроизводства (поводы и основания рассмотрения дел в Уставном Суде, общие требования к обращению и документы, прилагаемые к нему, предварительное рассмотрение обращений и пр.). Схожие законы созданы и в других субъектах РФ.