Конституционные суды в Российской Федерации
В мировой практике конституционный контроль (надзор) осуществляют суды общей юрисдикции (верховные суды США, Канады, Японии, Австралии), несудебные органы (конституционные советы Франции, Казахстана), конституционные суды (Австрии, Бельгии, Германии, Италии, России и др.). С 1924 г. в СССР контроль за соблюдением Конституции СССР 1924 г. осуществлялся Верховным Судом СССР на основании отдельных требований Центрального исполнительного комитета СССР. Согласно Конституции СССР 1936 г. контроль за конституционностью законов и подзаконных нормативных правовых актов был возложен на законодателя. С 23 декабря 1989 г. восстановлен конституционный контроль в СССР, который был возложен на Комитет конституционного надзора СССР. В декабре 1990 г. был образован Конституционный суд РСФСР, но уже с 7 октября 1993 г. его деятельность была приостановлена. В связи с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ в соответствии с ее ст. 125 был образован Конституционный Суд РФ.
В составе Конституционного Суда РФ 19 судей, которые по представлению Президента РФ назначаются на должность Советом Федерации в индивидуальном порядке посредством тайного голосования. Председатель и два заместителя Председателя Конституционного Суда РФ назначаются из числа судей Советом Федерации по представлению Президента РФ.
В качестве органа конституционного контроля Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства. В его компетенцию входят следующие конституционные полномочия:
– проверка конституционности нормативных актов, изданных на федеральном и региональном уровне, договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также нс вступивших в силу международных договоров РФ. Данные полномочия реализуются Конституционным Судом РФ на основании запросов и жалоб, направляемых в его адрес органами государственной власти РФ и субъектов РФ, судами и гражданами;
– разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ;
– толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ;
– дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления (см. параграф 9.2 учебника);
– реализация права законодательной инициативы по вопросам ведения Конституционного Суда РФ;
– принятие Конституционным Судом РФ решений и по следующим вопросам: утверждение Регламента Конституционного Суда РФ; дача согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого; приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ и прекращение его отставки; привлечение к ответственности лиц, не выполняющих или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда РФ.
Рассмотрение и разрешение дел его подведомственности осуществляется Конституционным Судом РФ в заседаниях. При этом рассмотрение дела может осуществляться без проведения слушаний, т.е. без приглашения в судебное заседание заявителя и других участников процесса (если на проведении слушаний не настаивает заявитель).
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России. Правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральными законами случаях.
Помимо федерального Конституционного Суда существуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ, образованные в соответствии со ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также конституциями и уставами и законами ряда субъектов РФ.
Основными задачами таких судов являются:
– рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) данного субъекта РФ;
– толкование конституции (устава) субъекта РФ;
– рассмотрение иных вопросов, не нарушающих конституционную схему разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти (см. параграф 7.1 учебника), а также соответствующих правовой природе таких судебных органов конституционной (уставной) юстиции (проверка конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проверка условий проведения и результатов референдумов и выборов, рассмотрение жалоб на нарушение конституционных нрав и свобод граждан и т.п.).
Порядок деятельности конституционных (уставных) судов определяется законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование данных судов осуществляется за счет средств бюджета субъектов РФ.
Следует отмстить, что во многих субъектах РФ конституционные суды и уставные суды не образованы. В настоящее время реально функционируют конституционные суды в 14 республиках, а уставные суды – в двух областях (Свердловской и Калининградской) и в Санкт-Петербурге, хотя образование указанных судов объективно необходимо прежде всего в целях выявления и последующей отмены законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, нарушающих нрава и свободы граждан, проживающих в субъектах РФ.