Конституционные принципы избирательного права
Под конституционными принципами российского избирательного права понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве. Данные принципы коррелируются с универсальными принципами и нормами международного нрава в сфере обеспечения избирательных прав граждан. Это прежде всего ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, которая говорит о том, что "воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
В системе конституционных принципов российского избирательного права можно выделить принципы объективного и субъективного избирательного права.
При этом к принципам объективного избирательного права можно отнести: обязательность, периодичность, альтернативность, открытость и гласность
Обязательность. Этот принцип, прежде всего, означает, что выборы являются императивным и единственно легитимным способом формирования публичной власти. Иные варианты овладения выборными полномочиями противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.
Обязательность проведения выборов предусматривает назначение даты выборов в связи с окончанием срока, на который избираются действующие выборные органы, а также в случае досрочного прекращения исполнения ими своих полномочий.
В Конституции и законах установлена обязанность органов власти и должностных лиц назначить выборы соответствующего уровня. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены гарантии осуществления принципа обязательности выборов.
В соответствии с федеральным избирательным законом если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти – Центральной избирательной комиссией РФ; в органы государственной власти субъекта РФ – избирательной комиссией субъекта РФ; в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица – также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.
Обязательность выборов предполагает также, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.
Периодичность. Данный принцип связан с временны́ми рамками полномочий представительных органов публичной власти и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов. Эти сроки в идеальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой – гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.
Периодичность проведения выборов является одним из необходимых условий их демократичности и легитимности. Не случайно в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. (ст. 5.1) зафиксировано, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей[1]. Периодичность выборов призвана служить гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствовать незаконному продлению срока обладания властными полномочиями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Любые попытки продлить пребывание представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления у власти сверх сроков, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, являются не легитимными и не должны рассматриваться как правомерное осуществление государственной и муниципальной деятельности.
Подобные действия недопустимы, даже если им пытаются придать характер народного волеизъявления посредством проведения вместо очередных выборов референдума по вопросу о продлении на новый срок полномочий выборного органа или должностного лица. В этом отношении и федеральное законодательство, и законодательство субъектов РФ содержат целый ряд категорических положений, исключающих подмену очередных выборов референдумом о продлении полномочий.
Сегодня в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 8) прямо зафиксировано, что срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией РФ. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Альтернативность выборов предоставляет избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов или политических партий путем свободного волеизъявления, а также осуществить действительный выбор из нескольких претендентов на выборную должность на состязательной основе.
Этот принцип подтверждается положениями ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которой если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Вместе с тем в порядке исключения законом установлено, что если в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта РФ) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Кроме того, предупреждается возможность безальтернативных выборов, при которых они легко могут превратиться в простую формальность, как это уже имело место в условиях бывшей советской организации избирательных кампаний различного уровня.
Открытость и гласность выборов предполагает прозрачный характер всех избирательных действий, гарантирующих честность и конкурентность выборов, ограничивает возможность обмана в процессе проведения избирательной кампании.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Ответственными за открытость всех избирательных действий выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом ОГЛАВЛЕНИЕ информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
Всем избирателям, другим участникам избирательного процесса должна быть доступна Вперед информация: о назначении выборов, установленных законом сроках и порядке избирательных действий, о деятельности и решениях избирательных комиссий всех уровней; о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов; о кандидатах или списках кандидатов в те или иные выборные органы; о проводимых кандидатами, избирательными объединениями, иными субъектами избирательного процесса предвыборных мероприятиях; об итогах голосования и результатах выборов.
Однако кроме принципов объективного избирательного права более известны конституционные принципы субъективного избирательного права.
Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" добавляет еще добровольность.
Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.
Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно. В настоящее время из бюллетеней убрана графа "Против всех кандидатов". Принцип непосредственного участия избирателя в голосовании состоит в том, что он самостоятельно делает свой выбор, голосуя за или против кандидата на выборную должность или списка кандидатов.
Это позволяет установить прямую связь между избирателями и теми, кто представляет их интересы в представительном органе, обеспечить адекватность результатов выборов, референдума волеизъявлению его участников.
Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Тайное голосование подразумевает, что каждому голосующему должна быть предоставлена возможность такого голосования, которое не повлекло бы за собой обнаружения того, как он голосовал или намерен голосовать. При этом ни один голосующий не может быть принужден ни в суде, ни где бы то ни было объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать, и никто не должен пытаться получить от голосующих, прямо или косвенно, сведения о том, как они голосовали или намерены голосовать. Данный принцип означает также, что избиратель, участник референдума не вправе демонстрировать кому бы то ни было заполненный им бюллетень.
Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным. Именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности. Последовательная реализация принципа добровольности выборов в некоторых странах приводит к тому, что при определении их результатов не принимается во внимание, какой процент избирателей пришел на выборы: если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись.