Конституционно-правовой статус межгосударственного союза России и Белоруссии

После распада Союза ССР в отношениях между бывшими союзными республиками присутствует не только стремление к суверенизации, но и в той или иной степени проявляются интеграционные процессы. Наиболее тесного межгосударственного сближения па постсоветском пространстве достигли Россия и Белоруссия. Отражением высокой степени российско-белорусской интеграции является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании союзного государства", согласно которому государства-участники создают Союзное государство, знаменующее собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Договор о создании Союзного государства, называя российско-белорусский интеграционный союз государством, вместе с тем не определяет форму его государственного устройства. В проекте Принципов Конституционного акта Союзного государства указывалось, что по своей правовой природе Союзное государство является межгосударственным образованием нового типа, что и следовало бы закрепить в Конституционном Акте[1]. Вместе с тем имеющийся на настоящий день основной проект Конституционного акта Союзного государства подобного положения не содержит, оставляя не проясненным правовой статус российско-белорусского союза[2].

Среди конституционалистов анализ юридической природы созданного интеграционного объединения Российской Федерации с Республикой Беларусь вызывает крайне неоднозначную трактовку. Так, К. В. Арановский пишет, что Россия и Белоруссия образовали внутри СНГ свой союз — фактически конфедерацию внутри конфедерации[3]. О том, что достигнутый в настоящий момент этап интеграции соответствует варианту конфедерации, отмечают в своем исследовании о форме Российско-Белорусского союзного государства Г. В. Мальцев и И. Н. Барциц[4]. Аналогичной точки зрения придерживается И. П. Блищенко, указывая при этом, что Союзный договор о конфедерации требует одобрения на референдумах двух государств[5]. Н. А. Михалева считает, что модель Союзного государства, определенная учредительным договором, несет в себе черты не только конфедеративного, но и федеративного союза[6]. С характеристиками создаваемого Союзного государства как конфедерации не согласен Ю. Тихомиров, считающий его новой разновидностью государства[7], в то время как другие вообще подвергают сомнению государственный статус Союзного государства[8].

Чтобы понять конституционно-правовой статус российско-белорусского объединения, необходимо провести системный анализ основных его элементов, причем не только в абстрактном нормативно-текстуальном контексте, а с учетом фактически сложившихся отношений.