Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Центральной фигурой представительных органов государственной власти является депутат. Депутаты Госдумы – это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутатского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Конституционный статус депутата законодательного органа Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Элементами статуса парламентария являются парламентский иммунитет и парламентский индемнитет. Под последним обычно понимают неответственность за голосование и высказанные в парламенте мнения.
Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах "императивного мандата" или "свободного мандата". Понятие "императивный мандат" включает в себя совокупность трех элементов: обязанность наказов избирателей для депутата, обязанность отчетности депутата и право избирателей на его отзыв. В данном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран.
До парламентских выборов 1993 г. отношения между депутатом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил название "свободный мандат". Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте – прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властью на всем политическом пространстве государства. Оценивают депутата (а также политическую партию) избиратели. Так, в Госдуму 5-го созыва были переизбраны 233 депутата предыдущего созыва.
Депутатом Госдумы может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом, членом Совета Федерации – достигший 30 лет.
Для депутатов Госдумы существуют ограничения: они не могут быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе и Совета Федерации: замещать иную государственную и муниципальную должность; находиться на государственной и муниципальной службе; заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. В течение всего срока своих полномочий депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.
С 2011 г. депутаты Госдумы и члены Совета Федерации подают декларации о своих полученных доходах за предшествующий год. В них также указываются сведения об имущественном положении членов семьи, включая несовершеннолетних детей.
В 2013 г. введен запрет депутатам Госдумы и членам Совета Федерации (а также государственным служащим и ряду других лиц) владеть зарубежными активами – банковскими счетами, ценными бумагами, облигациями. Кандидаты в депутаты и в члены верхней палаты должны решить вопрос о своих активах зарубежных государств еще до официальной регистрации их на эти выборные должности. Цель этого нововведения – добиваться чтобы парламентарии всегда отстаивали национальные интересы Российской Федерации, а не иностранных государств и зарубежных корпораций.
Формами депутатской деятельности депутатов обеих палат Федерального Собрания являются:
а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных;
б) участие в выполнении поручения палат Федерального Собрания;
в) участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Госдумой;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов;
е) внесение парламентского и депутатского запросов;
ж) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Кроме того, депутат Госдумы имеет право также участвовать в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп, а также работать с избирателями.
Одним из важнейших полномочий члена Совета Федерации и депутата Госдумы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Госдуму законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений.
Депутат или группа депутатов палат Федерального Собрания имеет право запроса к российскому Правительству,
Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. На запрос эти органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федерального Собрания, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня его получения.
Гарантии депутатской деятельности – это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно выполнять свою миссию уполномоченного представителя народа.
Выделяются следующие виды гарантий: организационные, материальные и специальные.
К организационным гарантиям относится право на личный прием в первоочередном порядке членов Совета Федерации и депутатов Госдумы руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Все эти органы обязаны дать ответ на его обращения или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно. Кроме того, для содействия в осуществлении своих полномочий члены Совета Федерации и депутаты Госдумы имеют по пять помощников, работающих по трудовому договору, и до 40 помощников, работающих на общественных началах.
К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: установление ежемесячного денежного вознаграждения члену Совета Федерации, депутату Госдумы в размере ежемесячного вознаграждения федерального министра; право бесплатного использования всех видов транспорта, кроме такси; предоставление служебного жилого помещения в г. Москве на все время депутатских полномочий.
Специальной гарантией депутатской деятельности является депутатская неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы в течение всего срока их полномочий не могут быть:
– привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
– задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
– подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность распространяется на занимаемые жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи и переписку, а также на принадлежащие ему документы и багаж.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. При этом член Совета Федерации и депутат Госдумы не могут быть привлечены к ответственности за высказывание мнения или выражения позиции при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу парламентария. В 90-е гг. прошлого столетия в России было убито более 50 депутатов разного уровня, среди них восемь депутатов Госдумы. Большинство преступлений раскрыто.
Единичные случаи снятия парламентской неприкосновенности и возбуждения уголовных дел применительно к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации наблюдали и в современный период.