Лекция 5. Конституционно-правовое положение негосударственных организаций
Негосударственные организации – элементы гражданского общества, не наделенные государственно-властными полномочиями, выполняющие функции посредников между государством и обществом в реализации интересов граждан во всех сферах жизни. К негосударственным организациям относятся политические партии (занимают центральное место); социально-экономические и социально-культурные общественные объединения; массовые общественные движения.
Политические партии. В политических системах зарубежных стран политические партии занимают одно из важнейших мест. Без них при демократическом режиме невозможно само осуществление государственной власти. Слово "партия" происходит от латинского "pars", означающего "часть".
Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Партийные системы очень разнообразны. Как правило, для зарубежных стран характерно наличие нескольких политических партий.
Многопартийные системы можно подразделить на следующие группы:
1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. Ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте – Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды.
2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. Абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства: Мексика – Институционально-революционная партия; Индия – Индийский национальный конгресс.
3. Двухпартийные системы. Монопольное господство двух партий, попеременно сменяющих друг друга у власти: США – республиканская и демократическая; Великобритания – консервативная и лейбористская.
4. Кроме многопартийных систем в странах с авторитарным режимом существует и однопартийная система (Габон, Заир, Камерун и др.). В отдельных странах действует запрет на создание политических партий (Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия).
Основные виды политических партий:
1. Консервативные (правые) – выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов: Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианский демократический союз ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии и др.
2. Социал-демократические (левые) – отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения
прогрессивных налогов: Лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.
3. Коммунистические – выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.
4. Конфессиональные (вероисповедные) – активно используют в своей деятельности религиозную идеологию – Христианский демократический союз и Христианский социальный союз ФРГ, Социально-христианская и Христианская народная партии Бельгии.
5. Либеральные – придерживаются центристских позиций – Либерально-демократическая партия Великобритании, Либеральная партия Канады, Свободная демократическая партия ФРГ.
6. Националистические (фашистские и неофашистские) – правое крыло Австрийской партии свободы, Фолксюни (Народный союз), Демократический фронт франкофонов Брюсселя и Фламандский блок (ультраправая националистическая партия) в Бельгии, Шотландская националистическая партия, Шведская народная партия в Финляндии, Уэльская националистическая партия (Плайд камри) в Великобритании.
Функции политических партий:
– разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем;
– рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организациях;
– формирование органов власти и контроль за их деятельностью;
– прямое или опосредованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства;
– мирное разрешение социальных конфликтов;
– идеологическая;
– коммуникативная (установление и поддержание эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом в целом).
Организационная структура политических партий:
1. Организационно оформленные партии ("Кадровые партии"). Имеют централизованный партийный аппарат. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется партийной дисциплине (Либерально-демократическая партия Японии, Христианский демократический союз ФРГ, Австрийская народная партия, партия центра Швеции, Индийский национальный конгресс и др.).
2. Организационно неоформленные партии. Отсутствует институт официального членства. Однако это компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников. Основная задача таких партий – добиться победы на выборах (Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании).
Институализация политических партий выражается в том, что во многих странах действуют специализированные законы о политических партиях или их статус фиксируется в законах, посвященных выборам или общественным объединениям. Выделяют два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий:
1. Внешний метод регулирования. Реализуется с помощью принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В этих актах степень детализации и определенности положений, касающихся политических партий, различна, но само их наличие представляет совершенно определенную черту современного конституционализма.
2. Внутренний метод регулирования. Осуществляется самими политическими партиями через центральные и местные руководящие органы. Руководящие органы партий: съезды, конференции, центральные и национальные комитеты принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Для современного этапа характерны более тесные контакты между политическими партиями и государством.