Лекция 2. Конституции зарубежных стран
Понятие конституции сформировалось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но имел в то время совершенно другое значение. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Конституция США 1787 г. и Французская Конституция 1791 г. В эту же эпоху возникает и институциализиру- стся концепция конституционализма, под которым понималось правление, ограниченное конституцией.
В процессе конституционного развития сформировались три основные модели:
– либеральная конституционная модель возникла на рубеже XVIII– XIX вв., объектами конституционного регулирования являются система государственных органов, их компетенция, взаимоотношения и организация, а также правовой статус человека и гражданина;
– этатистская конституционная модель была характерна для СССР и других социалистических стран, социальным ОГЛАВЛЕНИЕм конституционного регулирования являются общественные отношения, образующие его политическую, экономическую, социальную и идеологическую структуры;
– либерально-этатистская конституционная модель представлена в современных конституциях большинства стран, регулирование общественных отношений, составляющих социальное ОГЛАВЛЕНИЕ конституции, расширено за счет включения общественных отношений, определяющих основы организации общества, а также новых отношений между личностью и государством[1].
Конституция происходит от латинского термина "constitution", который означает установление, устройство. Он вошел в научный обиход в Англии примерно в XVIII в., а современную форму в виде основного закона, регулирующего форму государства и правового статуса в нем человека и гражданина, обрел в Америке. Позднее были приняты конституции в Польше и во Франции. Конституции первого поколения представляли собой основной закон, существующий в государстве с целью достижения "общего блага".
В современной науке конституционного права понятие "конституция" имеет два аспекта. В материальном смысле – это совокупность норм, предметом регулирования которых являются права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, формы правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенция и взаимоотношения, государственная символика, т.е. организация государственной власти. В формальном смысле – это закон или группа законов, принимаемых и изменяемых в особом порядке и обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
В российской науке конституционного права преобладает подход, при котором под конституцией в формальном смысле понимается юридическая конституция.
Юридическая конституция в материальном смысле – это система правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и правового положения личности в нем; в формальном – правовой акт или система правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории конкретного государства, и изменяющийся в усложненном, особо установленном порядке по сравнению с иными законами. Это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, государственного устройства и правовое положение личности.
Обычно одни и те же конституционно-правовые нормы олицетворяют основной закон и в материальном, и в формальном смысле, но есть исключения. Например, в Великобритании конституция существует только в материальном смысле, гак как в этой стране конституция носит неписаный характер и конституционно-правовые отношения регулируются не только законами, но и судебными прецедентами, правовыми обычаями, доктринальными положениями[2].
Фактическая конституция – это то, что реально существует (реальное осуществление личностью своих прав и свобод, порядок функционирования государственной власти).
Фактическая и юридическая конституции могут совпадать или расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция.
В дальнейшем понятие "конституция" мы будем употреблять в формально-юридическом смысле, т.е. вести речь о законе, обладающем высшей юридической силой, которая проявляется в том, что:
1. Нормы конституции всегда превалируют над положениями иных законов и подзаконных актов.
2. Законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.
3. Нижестоящие по уровню правовые нормы ни по существу, ни по форме не должны противоречить нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).
Социально-политическая сущность конституции заключается в записи соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. Это так называемый общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Социальные функции конституции проявляются в ее общественном предназначении и способах его реализации:
Действие конституции проявляется в том, что:
– она вступает в силу обычно с момента, указанного в ее заключительных положениях или в сопровождающем ее принятие особом законе (реже);
– иногда отдельные ее нормы начинают применяться позднее – при наступлении какого-либо события (выборов и т.д.);
– вступает в силу на всей территории государства;
– она имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей;
– признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным правом;
– многие конституционные нормы имеют непосредственное действие (обычно это касается прав и свобод).
Таким образом, ОГЛАВЛЕНИЕ конституции состоит из совокупности конституционных норм, институтов и принципов, регулирующих общественные отношения, определяющие особенности организации государственной власти, систему ее взаимоотношений с обществом в целом и каждым индивидом в отдельности. Социальное ОГЛАВЛЕНИЕ конституции яатяется предметом правового регулирования, а нормы, институты и принципы – правового содержания конституции.