Задачи шизоанализа
Задуманный как средство реализации желающего производства, шизоанализ предполагает осуществление двух обширных программ: негативной и позитивной.
Негативная программа состоит в радикальном разрушении представлений о содержимом бессознательного. "Шизоанализ должен всеми силами предаться необходимому разрушению. Разрушить верования и представления, сцены театра". Освобождение бессознательного от образов, структур, символов способно обнаружить его производственную мощь и послужить исходной точкой для объяснения реальной культурной деятельности человека. "Разрушать, разрушать - работа шизоанализа связана с разрушением, со всесторонним очищением, даже с выскабливанием бессознательного. Разрушить Эдипа, иллюзию Эго, марионетку Супер-Эго, вину, закон, кастрацию". Шизоаналитик - это механик, а не интерпретатор, еще в меньшей степени постановщик.
При реализации позитивной программы намечается выполнение двух основных задач. Первая состоит в том, чтобы обеспечить осуществление желающего производства; вторая связана с реализацией единства желающего и социального производства. Претворяя эти программы, шизоанализ, по убеждению Ж. Делёза и Ф. Гваттари, создаст все необходимые условия для перестройки как теоретического исследования общества и человека, так и его практического освобождения. При этом авторы неутомимо поясняют свой метод в отсылке к несостоятельности психоанализа: шизоаналитик - не врач и не театральный режиссер, а механик, умеющий разбираться в желающих машинах и в особенностях проявления их деятельности в культуре. Все время осуществляется сравнение двух методов: "Психоанализ ретерриторизует на диване, в представлении Эдипа и кастрации. Шизоанализ, напротив, должен высвобождать детерриторизованные потоки желания в молекулярных элементах желающего производства". Термин "детерриторизованный" подразумевает некий вектор покидания территории, детерриторизацию. Однако нет никакого покидания территории, никакой детерриторизации без вектора ретерриторизации в другом месте: "В пределе невозможно различить детерриторизацию и ретерриторизацию - они связаны друг с другом как изнанка и лицевая сторона одного и того же процесса".
Анализируя современную культуру, авторы отмечают, что свободные потоки единичностей, производимые машинами желания, постоянно оказываются структурированными и ограниченными психоанализом, территоризованными в рамках поля субъекта. Задача шизоанализа - детерриторизация потоков желаний и опрокидывание их в порядок желающего производства. Шизоанализ всецело функционален, он не интерпретирует либидо, а выявляет энергию. Авторы "Анти-Эдипа" для характеристики этого состояния прибегают к термину "дрожание", которое входит и проходит сквозь общества, связывают его с другими обществами - древними и современными. Энергия, высвобождаемая шизоанализом, трактуется как то, что пронизывает культуры, это потоки и коды, а не репродукции, книги, истории.
Как видим, эти понятия авторы распространяют и на объяснение культуры, социальной жизни, которые также отождествляются ими с машиной.
В социальной жизни наряду с желающими машинами имеются облаченные полные тела, аналогами которых названы земля, тело деспота, капитал - деньги. Особенности возникающих связей между желающими организмами и общественными прослеживаются на трех стадиях развития истории: дикости, варварства, цивилизации. На этапе дикости имеет место единство природных желаний и социальной деятельности. В последующие исторические периоды возникает разобщенность, которая все более увеличивается. На цивилизационной стадии разрыв между желаниями индивида и социальной деятельностью достигает своего апогея. Отсюда отчуждение индивида в цивилизационном обществе и необходимость поиска путей к его преодолению.
И здесь, пожалуй, заключается главная мысль концепции: возможность свободного выбора реализации своей энергии индивидом, но механизмы этого освобождения обусловлены особенностями тела без органов. В любом теле без органов заложены тенденции будущего развития, которые реализовываются во взаимодействии между ним и желающими машинами. Это взаимодействие характеризуется двояко: и как притяжение, и как взаимное оттаскивание. Подлинное освобождение желания, объединение его с социальными процессами, свободный выбор исторических кодов, записанных на теле без органов, т.е. введение шизофренического стиля жизни, согласно Ж. Делёзу и Ф. Гваттари, может привести к возникновению "новой человечности".
Примеры правильной жизни авторы видят в поведении "шизо", который живет по законам желаний. Реальными прототипами такого образа жизни становятся ребенок, дикарь, артист, революционер. Особенно значимую роль играет шизофренический заряд в науке и искусстве, деятели которых осуществляют разрушение устоявшейся структуры. Эти идеи Ж. Делёза связывают с влиянием левоанархических течений 1960-70-х гг., происходивших во Франции, которые воплотили в себе идеал революционной борьбы. Леворадикальный постструктурализм Ж. Делёза, получивший признание в 1960-70-е гг., сегодня во многом утратил свою остроту, как считают некоторые исследователи, поскольку его появление было впрямую связано со стремлением, вылившимся в студенческие волнения 1968 г., создать "чистый воздух", здоровую область, освободиться от бреда, привносимого психоанализом. На это указывал сам Ж. Делёз, расценивая "Анти-Эдип" как "красивую книгу", единственную, которая учит: не будьте тряпкой, боритесь против репрессивных воздействий. Фундаментальной оппозицией, характеризующей культуру, для авторов выступает противопоставление двух полюсов - шизофрении и паранойи, образующих два противостоящих способа мышления. Соответственно шизофрения рассматривается Ж. Делёзом и Ф. Гваттари как позитивная, а паранойя - как негативная черта культуры.
Примечательно, что в интервью, взятом у Ж. Делёза в последние годы его жизни, на вопрос о том, не устарели ли его идеи о революционности, он ответил отрицательно.