Задачи психологии бизнеса
В психологии бизнеса, так же как и в любой другой отрасли психологии, задачи определяются исходя не только из собственной специфики, но и из понимания структуры психики и задач науки в целом.
Основной задачей психологии является изучение структуры, механизмов, а также объективных закономерностей функционирования и развития психических явлений (психических процессов, состояний и свойств личности). Также не менее важную роль играет исследование условий и механизмов применения на практике полученных знаний о психике человека.
По мере становления подхода в психологии или научной отрасли происходит усложнение поставленных задач, переход от накопления фактического материала к построению психологических концепций, что отражается в следующих задачах:
• задачах обнаружения фактов (описание разнообразных психологических феноменов и их проявлений);
• задачах накопления и обобщения фактов (выделение наиболее важных фактов, описание явлений);
• задачах установления закономерностей или законов явлений (объяснение фактов, нахождение причинно-следственных связей);
• задачах выявления механизмов закономерностей или законов (построение научной концепции);
• задачах выявления условий и форм практического использования полученных знаний (применение научных концепций на практике). Это наиболее сложный блок задач, поскольку психолог сталкивается с организационными, материальными, социальными проблемами, а также вопросами морально-этического плана. Любое внедрение психологических знаний на практике должно следовать общему принципу "Не навреди!", что не всегда возможно. При этом от психолога требуется знание и "чувствование" этики взаимодействия и многих других аспектов жизнедеятельности людей.
Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основных блока:
1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фактора развития психических явлений, изучением психологических закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;
2) практические, направленные на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов бизнеса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.
На данном этапе становления психологии бизнеса большое значение имеют задачи, связанные с накоплением фактического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблагоприятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организационных факторах развития личности в бизнесе и т.д.
Основными научно-исследовательскими задачами психологии бизнеса являются:
• разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;
• системный анализ деятельности субъектов, профессионального развития, самоопределения личности в бизнесе, процессов принятия решений и т.д.;
• исследование проблем и специфических последствий бизнес-деятельности для личности;
• исследование организационного контекста бизнеса, закономерностей функционирования и развития бизнес-организаций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и организации в ходе реализации бизнес-деятельности;
• исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой – партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;
• исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтересованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также результатов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потребительского поведения и психологических механизмов продвижения товаров и услуг.