Лекция 22. Конкурентоспособность товаров

На рынке потребительских товаров, где представлено большое число однородных товаров, свойства товара проявляются в форме конкурентоспособности, которая выражается возможностью товара быть проданным на рынке в присутствии конкурирующих товаров.

Сущность рыночных взаимоотношений между изготовителями, продавцами однородных товаров определяют как конкуренцию (от лат. - competition - сталкиваться).

Цель конкуренции - получение наиболее выгодных условий и наибольшей прибыли от реализации товаров. Адам Смит характеризовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продаж и покупки товаров.

Конкуренция является фактором, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающим рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары, объем спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирует пропорции и объем производства товаров.

В конкурентные отношения вступают изготовители, продавцы и потребители. Конкуренция производителей, продавцов - это взаимоотношения между производителями или продавцами по поводу установления цеп и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция потребителей - это взаимоотношения потребителей (покупателей) по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Главным элементом конкуренции на рынке является товар, с помощью которого потребитель удовлетворяет свои потребности. Конкурентные позиции производителя определяются конкурентоспособностью его товара.

Понятие конкурентоспособности, ее теоретическое определение и фактическая сущность трансформировались в российской действительности под влиянием социально-политических и экономических реформ конца XX и начала XXI в.

В конце XX в. экономист Р. А. Фатхутдинов характеризовал конкурентоспособность как свойство объекта, показывающее степень удовлетворения конкретной потребности покупателя по сравнению с лучшими аналогичными объектами, имеющимися в продаже на данном рынке. За множество объектов, обладающих конкурентоспособностью, он принял товары, нормативные, проектно-конструкторские и научно-методические документы, технологию и т.д.

Кроме этих точек зрения есть мнение, что конкурентоспособность товара на рынке характеризуется возможностью реализации его по рыночным ценам.

Профессор И. М. Лифиц дает следующее определение конкурентоспособности продукции: "Конкурентоспособность продукции - способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами".

Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара - это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, позволяющий выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке.

Конкурентоспособность товара является сложным свойством, сформированным его качеством (потребительной ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара и деятельность фирмы-продавца. Она зависит от большого числа факторов. Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ факторов конкурентоспособности создает возможность эффективного управления производственным и торговым предприятием.

В мировой практике конкурентоспособность товаров определяется следующими основными факторами:

- соответствием качества товаров требованиям рынка и запросам и ожиданиям конкретных потребителей;

- совокупными затратами на закупку, доставку, хранение, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию товаров;

- способностью организации выполнять поставки в сроки и объемах, удобных для потребителя;

репутацией (имиджем) организации на рынке, наличием аргументов, подтверждающих надежность организации как партнера, и способностью представить эти аргументы.

Нередко значительную роль играют дополнительные факторы: уровень и глубина организации сервисных услуг; организационно-коммерческие условия продажи; система продвижения товаров на рынок; рекламная деятельность и меры по стимулированию сбыта.

Факторы конкурентоспособности по этапу обеспечения делятся на производственные (имидж предприятия, сертифицированная система качества, мероприятия по предупреждению фальсификации), сбытовые (количество посредников), сервисные (продолжительность гарантийного срока), рыночные (рыночная новизна). По сфере действия они подразделяются на макро- и микроэкономические.

К макроэкономическим факторам конкурентоспособности относятся: развитие конкурентной среды в экономике страны, техническое оснащение производства, кадровое обеспечение, научно-технический потенциал, уровень развития информационных технологий, состояние финансовой системы, система таможенного регулирования, деятельность России во Всемирном торговом альянсе, издержки производства промышленной продукции и производительность труда, инвестиции, внешнеэкономическая политика страны.

Микроэкономические факторы - это причины, связанные с деятельностью организации по производству товаров. К микроэкономическим факторам относят рыночные - остроту конкуренции, емкость рынка, стабильность и перспективность рынка, подготовленность рынка; сбытовые - условия и удобство поставки, рекламное обеспечение; сервисные - особенности предпродажного и послепродажного обслуживания.

Конкуренция между отечественными и зарубежными производителями (поставщиками) продукции, требует активизации маркетинговой деятельности, проведения исследования конкурентоспособности товаров и услуг.

Российские предприятия недостаточно используют маркетинговые исследования, включающие оценку конкурентоспособности товаров и услуг. Многие отечественные предприятия не имеют маркетинговых служб и квалифицированных специалистов. Основываясь на разработках, сделанных в области квалиметрии и экономического прогнозирования, ученые ведут поиск наиболее точных и рациональных методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. Многие уже разработанные методы оценки конкурентоспособности носят теоретический характер, их результаты не дают представление о реальных возможностях продажи, конкуренции товаров на конкретном рынке. Результаты оценки конкурентоспособности играют решающую роль при планировании объемов выпуска продукции. Только конкурентоспособные товары обеспечивают предприятию возможность расширенного воспроизводства.

Оценку конкурентоспособности товаров торговые и производственные предприятия проводят:

- при подготовке технических заданий по созданию новых моделей товара;

- выявлении перспектив продажи конкретных товаров, формировании структуры и выборе методов продаж;

- определении цены на товар;

- разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара;

- подготовке информации и рекламы о товаре;

- решении вопроса о патентовании, сертификации и поддержании патента, сертификата в действии;

- составлении торгового или производственного ассортимента товара;

- покупке товара через торги.

Конкурентоспособность товаров оценивается различными методами, выбор которых зависит от цели исследования. Здесь существуют два подхода. Первый (квалиметрические основан на расчете показателя конкурентоспособности с учетом потребительских показателей качества и цены потребления товаров и услуг, второй подход (маркетинговый) учитывает показатели рыночной ситуации и конкурентной среды.

Оценка конкурентоспособности товара рассматривается с нескольких сторон - экономистами, маркетологами, товароведами.

Товароведы используют подход, основанный на квалиметрии, т.е. сравнении качества товаров с качеством эталонных образцов (базовой моделью) или качеством товаров-конкурентов.

По результатам оценки конкурентоспособности товаров могут быть приняты решения по изменению:

- состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции товара;

- технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

- цены на товар, запасные части, услуги по обслуживанию и ремонту;

- порядка реализации товара;

- структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт товара;

- структуры и объемов поставок при производстве товара, цен на комплектующие изделия, состава поставщиков;

- структуры ассортимента товаров и др.