Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товара - это степень его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения. Достижение превосходства по уровню качества продукции необязательно требует превосходства по каждому частному показателю. В каждом виде продукции можно выделить показатели, по которым потребитель судит о качестве изделия в первую очередь. Для одних и тех же видов продукции эти показатели могут быть различными для различных групп потребителей. Например, для одежды и обуви эти группы различаются по половозрастным признакам, характеру занятости, культурно-образовательному уровню, уровню доходов. Так, для женщин зрелого и юного возраста определяющими в оценке уровня качества часто являются художественно-эстетические показатели, а для пожилых людей - гигиеничность, комфорт и надежность; потребителей с малыми доходами больше интересует надежность, а с большими доходами -изысканность модели и т. д.
Конкурентоспособность товара может быть оценена прямыми и косвенными методами. При прямом методе потребитель сопоставляет полезность товаров (степень удовлетворения конкретной потребности) на единицу своих затрат на приобретение и использование товара. В этом случае конкурентоспособность оценивается индексом "качество/затраты"
где К, Ко - комплексные показатели качества двух конкурирующих товаров (данного и базового, с которым ведется сравнение); 3, Зб - затраты на приобретение и использование этих товаров.
Если /к/3 > 0, то данный товар более конкурентоспособен, чем базовый. При /к/3 =1,0 товары равноценны по своей конкурентоспособности. При /к/3 < 1,0 данный товар уступает по конкурентоспособности базовому товару. Величина (/к/з ~ 1) указывает на степень превосходства товара.
Затраты на приобретение и использование товара включают его цену, а также затраты на эксплуатацию (Зэ), профилактическое обслуживание (Зпр), ремонт (Зр) и утилизацию (Зу):
Можно дешево купить товар и разориться на расходах при использовании или последующей утилизации.
Оценка конкурентоспособности товара с помощью индекса /к /з не означает, что качество и затраты взаимозаменяемы, так как речь идет о товарах, сопоставимых по их качеству. Если конкурируют товары с равным уровнем затрат (3 = Зб) или для покупателя важнее сопоставление товаров по качеству, то их конкурентоспособность может быть оценена индексом качества 1^:
Если конкурируют товары с одинаковым качеством, то их конкурентоспособность оценивается индексом затрат /а:
В этом случае речь идет о ценовой конкурентоспособности товара. Если /3 < 1,0 - данный товар более конкурентоспособен, чем базовый. Величина (1 - /3) показывает степень превосходства товара. Таким образом,
В связи с трудностями исчисления значений комплексных показателей качества К и К5 для определения индекса качества используются методы квалиметрии. Один из методов позволяет рассчитывать индексы единичных показателей качества сопоставляемых товаров Р/Рв и их средневзвешенную величину
где о. - коэффициент значимости /-го показателя качества в оценке качества товара; ц - число учитываемых показателей;
Массовый покупатель не рассчитывает индексов конкурентоспособности, сравнивая товары по нескольким параметрам потребительского качества и (или) техническому уровню, а также цене. Кроме того, он пользуется такими косвенными методами оценки качества товара, как:
o известность торговой марки или наименование компании, зарекомендовавшей себя высоким качеством товаров;
o широкое распространение товара данной фирмы (доля на рынке): большой объем продаж свидетельствует о признании этого товара потребителем;
o информационная открытость продавца: чем более полно он информирует покупателя о свойствах товара, тем больше уверенность в высоком качестве товара;
o длительность гарантийного срока и простота обмена товара с недостатками: чем выше гарантийный срок и проще процедура обмена, тем больше уверенность, что фирма выпускает высококачественный товар и не опасается излишних затрат на гарантийное обслуживание и обмен товаров.
Конкурентоспособность предприятия-товаропроизводителя оценивается индексом конкурентоспособности товарной массы /ш и индексом относительной эффективности производства в определенном интервале времени 1е. Индекс конкурентоспособности предприятия равен: / = 1т1е
Описание этих индексов дается в параграфе 5.5.5.