Конфуцианский путь: дао и сяо
Династия Чжоу постепенно утратила контроль за мелкими царствами, военные столкновения между которыми повлекли падение авторитета Неба и массовое обеднение населения. Из территориальных сельских общин, обрабатывавших часть земель в пользу государства, выделилась прослойка богатых поселян, настолько притеснявших бедняков, что у тех, по летописному выражению, "не оставалось земли, чтоб воткнуть шило".
"Учитель Кун" - Конфуций (ок. 551-479 до н.э.) - был выходцем из знатной, но захудалой семьи. Он вел жизнь скромного чиновника и наставника узкого круга молодых людей, которых воспитывал как образцовых "благородных мужей", способных вести "маленьких людей" по пути истины и справедливости - дао. Учение о дао выдвигало на первый план не волю Неба, которое почему-то пребывает в молчании, хотя порядок в Поднебесной давно утрачен, а человека, ответственного за свои поступки. "Не путь делает великим человека, но человек может сделать путь великим". При этом дао - путь "срединный", избегающий крайностей как в индивидуальных поступках, так и в государственном устройстве. "Стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве нет дао, стыдно быть бедным и убогим, когда в государстве есть дао".
Считая себя "колоколом", избранным Небом для того, чтобы приближать Поднебесную к дао, Конфуций предлагал выстраивать должный порядок в государстве на основе сяо - сыновней почтительности детей к родителям, семей к старшим в общине, должностных лиц к начальникам, подданных к правительству, народа к мудрости предков. Отсюда - почитание государя и чиновников как "отца" и "старших братьев" простолюдинов, уважение к традициям, соблюдение церемоний. Наставлять и контролировать народ Конфуций рекомендовал посредством убеждения, умеренности в государственных расходах и заботы о более равномерном распределении богатства в стране.
Конфуцианские добродетели
Хотя Конфуций подчеркивал, что в обучении нет различий по родовитости и богатству, предпочтение отдавалось таким же выходцам из небогатой знати, как сам учитель. Образование рассматривалось как основа формирования "благородного мужа" с пятью добродетелями, определяющими способности к управлению: "человечностью" (подразумевалось самоусовершенствование); ответственностью за принятые обязательства; строгим соблюдением ритуалов; преданностью; любомудрием, основанным на "поиске в древности".
Меньшинство "благородных мужей" резко противопоставлялось простонародью, которому надлежит следовать за властями подобно траве, которая наклоняется, куда дует ветер.
Конфуций умер, когда раздробленность Поднебесной перешла в форму непримиримой борьбы семи сильнейших "сражающихся царств", правители которых искали новые источники опоры в сплочении вокруг себя преданных людей из незнатных семей, вознаграждаемых рисовым жалованьем за военную и чиновную службу. В этот период конфуцианство получило развитие в учениях Мэн-цзы и Сюнь-цзы, однако нашло и противников в лице Мо-цзы и легистов.
Система общинно-чиновничьего государства
Мэн-цзы (372-289 до н.э.) довел учение Конфуция о "благородных мужах" как советниках государя до обоснования права сановников отнимать у недостойных правителей "мандат Неба" - лишать власти, изгонять и даже убивать. Одновременно Мэн-цзы сформулировал "всеобщий закон Поднебесной" - деление па тех, кто занят умственным трудом и управляет; и тех, кто занят физическим трудом ("напрягает мускулы") и содержит управляющих, - и дал схему хозяйственной основы общинно-чиновничьего государства, получившую название "колодезных полей". Предлагалось размежевание общинного поля на девять равновеликих квадратов (один - в центре, восемь - по краям), из которых внутренний подлежал совместной обработке восьмеркой семей с передачей урожая в пользу государства, а остальные участки каждая семья возделывала для себя. (Межевые границы формировали рисунок, сходный с иероглифом "колодец".)
Сюнь-цзы (ок. 313-238 до н.э.) высказал идею о расширении доступа к образованию и отбора для чиновничьей службы из возможно большего круга людей посредством жестких экзаменов на знание древней мудрости.
Опора на чиновничество была основой учений, нападавших на конфуцианство и отвергавших во имя равенства различие между умственным и физическим трудом. Мо-цзы (470-381 до н.э.) настаивал на запрете излишеств, вызванных почитанием традиций, - дорогостоящих церемоний и музыкальных обрядов. Но одновременно предлагал не скупиться на "жирные оклады" чиновникам, проявившим недюжинные способности. Умелые и решительные чиновники, по его мнению, могли, опираясь па систему поощрения и наказания, сформировать общество "всеобщей любви", в котором не было бы места войнам.
Мо-цзы создал специальную организацию для воплощения своих идей в каком-нибудь царстве, но так и не дождался благоволения кого-либо из правителей. Однако его идеи позднее были подхвачены бунтарскими уравнительными движениями.