Конформность: влияние большинства
Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.
Обратимся в качестве примера к данным широко известных экспериментов, которые провел американский психолог С. Аш [132]. Испытуемые (студенты колледжа), разделенные на группы от семи до девяти человек, получили следующую инструкцию: "Задача, которую вам предстоит выполнять, заключается η определении различий длины линий. Перед вами пара белых карточек. На левой из них имеется единственная линия, на правой – три линии различной длины. Они пронумерованы но порядку: 1, 2 и 3. Одна из этих трех линий справа равна эталонной линии слева. Вы должны определить в каждом случае, какая из них равна эталонной. Будет 12 таких сравнений. Так как число линий незначительное и группа малая, я прошу каждого из вас по очереди высказывать свое суждение, которое я тут же буду фиксировать. Пожалуйста, будьте аккуратны, насколько возможно. Давайте начнем справа и продолжим налево".
Существенная особенность этого эксперимента состояла в том, что он проводился с подставной группой. До начала указанных действий по оценке длины линии экспериментатор договорился с испытуемыми (за исключением одного в каждой группе) давать один и тот же определенный, но неправильный ответ. При этом испытуемых рассадили таким образом, чтобы очередь до "наивного субъекта" (по терминологии С. Аша) дошла к концу опроса. Итак, ему пришлось давать свои оценки после того, как он услышал оценки большинства членов группы. Длина линий, выбранных для оценки, существенно отличалась от длины эталона. Так, одна из них была примерно на одну треть короче эталонной. Тем не менее, по данным Аша, 37% "наивных субъектов" давали неправильный ответ о длине линий, точно следуя за оценками большинства – подставной группы. Следует также упомянуть, что испытуемые в контрольной группе, которые давали оценки длины линий поодиночке, никогда не делали ошибок.
Эксперименты с использованием подобной методики проводил и Л. П. Сопиков. Испытуемые (школьники от семи до 18 лет) были разделены на группы по семь человек в каждой, включая "наивного субъекта". Обнаружилась примерно та же картина, что и в экспериментах Аша. Около трети "наивных субъектов" продемонстрировали свою подверженность групповому давлению. При этом девочки оказались на 10% конформнее мальчиков. С возрастом степень конформности уменьшалась и становилась постоянной к 15-16 годам [14].
Эксперименты Сопикова показали, что конформность – устойчивое качество личности, от которого нельзя освободиться по собственному желанию. Так, 15 школьникам (11– 12 лет), уже принимавшим один раз участие в эксперименте по приведенной методике и знавшим его цели, было предложено прийти еще раз. Новая экспериментальная серия показала, что средний процент ошибок (72) значительно превысил процент ошибок при первом эксперименте. Теперь, зная о роли подставной группы, многие испытуемые, вместо того чтобы определить свое мнение, пытались догадаться, насколько члены группы говорят верно, и соответственно пытались скорректировать свои ответы. Среди ошибавшихся были как те, кто полагал, что на этот раз члены группы говорят правильно, так и те, кто догадывался, что они говорят неверно. Интересно, что вторые, тем не менее, отвечали неправильно, что, по-видимому, объясняется негативной реакцией (если члены подставной группы называли отрезок больший, то они называли меньший, и наоборот).
Сопиковым был проведен также следующий эксперимент. Школьникам 15-17 лет заранее сообщили о сто характере. Оказалось, что средний процент ошибок равен 33,5 против 35 в контрольном эксперименте, где школьников такого же возраста заранее ни о чем не предупредили. Причем большинство ошибок предупрежденных имели негативный характер, т.е. испытуемые давали ответ, прямо противоположный тому, который дала группа.
Такие факты позволяют предположить, что негативизм и конформность – противоположные по выражению реакции – имеют в основе один механизм: восприимчивость к психологическому давлению группы. Это предположение согласуется с известным фактом, что чем младше дети, тем более они склонны к негативизму и конформности [14].
Что же является причиной конформности? Каковы мотивационные истоки этого явления? По данным ряда западных исследований, люди в большей степени проявляют тенденцию к соответствию какому-либо групповому поведению, когда они думают, что члены группы правы и когда они хотят нравиться группе. Соответственно выделяют два типа социального влияния на индивида, побуждающего его к конформному поведению: информационное и нормативное [153].