Лекция 5. Конфликтное общение
В результате изучения главы студент должен:
знать
• определение, структуру и виды конфликтного общения, основные теоретические подходы к исследованию конфликта в психологии, основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
уметь
• определять степень конфликтности ситуации взаимодействия, вести переговоры с оппонентом;
владеть
• способами эффективного разрешения конфликтов в различных ситуациях.
Определение, виды и функции конфликта
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия"[1].
Таким образом, основными характеристиками конфликта являются:
1) наличие противоречия (столкновения позиций, интересов, ценностей, норм и т.п.);
2) наличие отрицательных эмоциональных переживаний у участников конфликта, что связано с вовлечением в конфликт значимых для людей интересов или представлений;
3) наличие взаимодействия конфликтующих сторон – конфликтного поведения.
Объективной основой конфликта является наличие противоречия. Возникновение противоречий обусловлено неравномерностью развития любой системы – будь то личность, семья или государство. Например, организационный конфликт может быть обусловлен противоречием между устоявшейся системой коммуникации в организации и изменившимися условиями ее существования в связи с кризисом или другими социальными изменениями. Разрешение этого противоречия означает переход организации на новый уровень развития, тогда как отсутствие попыток разрешить противоречие приводит к застою, а затем и распаду системы. Таким образом, конфликт – необходимое условие развития любой системы. Но так как феноменологически конфликт проявляется как конфликтное поведение, рассмотрение именно конфликтного поведения часто заменяет анализ реального конфликта, стоящего за ним. Деструктивные формы конфликтного поведения могут приводить к деструктивному развитию конфликта и соответствующим негативным последствиям.
В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом[2].
Специфика социально-психологического понимания конфликта заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников[3].
В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л. А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология[4].
А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым эта схема дополнена следующими элементами: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта, предупреждение, разрешение (завершение) конфликта[5].