Конфликт
Конфликт – противоречие, столкновение (коллизия) между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство характеров, идей, настроений.
В конфликте находит выражение борьба нового и старого, общественного и антиобщественного. Так, в пьесе А. Н. Островского "Гроза" основной конфликт – острое противоречие между изжившими себя принципами домостроевского быта и прогрессивными стремлениями к свободному проявлению естественных человеческих прав; резкое столкновение социальной рутины, духовного порабощения, косности, невежества с человеческим достоинством, просветительскими и демократическими взглядами. Наиболее отчетливо противоборствующие силы в произведении представлены в образах Дикого, Кабанихи, Феклуши, с одной стороны, Катерины и Кулигина – с другой. При этом основной конфликт "Грозы", его развитие зависит от частных конфликтов, подчиняющихся основному: Катерина – Кабаниха, Катерина – Тихон, Кулигин – Дикой, Борис – Дикой и др.
Конфликты порождаются определенными социально- политическими, историческими, бытовыми условиями, различиями в характерах героев, их жизненном положении и взглядах. Вот почему то или иное художественное произведение отличается своеобразным конфликтом.
Конфликты бывают разные:
а) социальные – столкновение интересов определенных общественных групп. Например, в романе II. Г. Чернышевского "Что делать?" противостояние "старых" ("пошлых") и "новых" людей, т.е. людей с буржуазно-мещанскими взглядами на жизнь (Розальская, Сторешников, Жюли и др.), и людей, готовящихся строить новое, подлинно человеческое, социалистическое общество, которое "светло и прекрасно" (Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
б) нравственные – так, в романе В. П. Астафьева "Печальный детектив" конфликт заключается в столкновении главного героя – оперативного работника Леонида Сошнина, доброго, совестливого человека – с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы, преданы забвению этические правила;
в) психологические – борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Например, мотивом поведения героя повести В. Г. Распутина "Живи и помни" – дезертировавшего из армии Гуськова – становится постоянный страх разоблачения, страх смерти;
г) философские – например, спор Иисуса Христа и Понтия Пилата в романе Ч. Айтматова "Плаха";
д) социально-исторические – так, столкновение Чацкого с фамусовской Москвой, человека передовых убеждений – с косной, бездуховной, беспринципной социальной средой предстает у Грибоедова как конфликт основных тенденций и сил, противоборствующих в русской истории;
е) конфликт добра и зла, просвещения и невежества (в произведениях классицизма, например в "Недоросле" Д. И. Фонвизина);
ж) интимно-личные – борьба между личными желаниями и общественным долгом. Например, в характере Андрия из повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" – конфликт между любовью к Родине и любовью к женщине;
з) конфликт между характером и обстоятельствами. Например, отношение героев пьесы А. П. Чехова к судьбе вишневого сада;
и) конфликт характеров, т.е. героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Например, столкновение между Троекуровым и старым Дубровским или между Гриневым и Швабриным;
к) конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе Катерины между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием "темного царства", в частности религиозно осознанным законом супружеского долга.
Конфликты могут быть также производственные, семейно-бытовые, этические, религиозные, между "отцами" и "детьми" и др.
Наиболее рельефно и остро конфликт выражается в драматическом произведении. Конфликт в пьесе – та пружина, которая движет действие и заставляет проявлять характер (например, основной двигатель сценического действия комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" – страх "хозяев" города перед ревизором). Наличие конфликта – одно из важнейших условий драмы, в которой жизненные противоречия раскрываются с особым напряжением.
Конфликт непосредственно развивается в сюжете и композиции. Развитие конфликта составляет основу сюжета в литературном произведении, определяет его композицию.
Значительные изменения в композицию, сюжетное развитие драмы, в ее сценическое движение внесли А. П. Чехов и М. Горький (каждый по-своему). В их пьесах действуют новые характеры, новые типы, а если появляются и представители прежних социальных групп и классов, то они раскрываются иначе. В ткань пьесы включается символический, аллегорический, ассоциативный подтекст, значительно усиливается аккомпанемент (песенный, музыкальный, шумовой). В "Вишневом саде" и "На дне" мы не встречаем последовательного развития сюжета с традиционными компонентами – экспозицией и завязкой. Пьесы начинаются сразу с действия, и в процессе уже сценического движения каждый персонаж выявляет себя "самосильно", через поступки, отношение к другим лицам, событиям, собственную речь. Первое знакомство с основными героями происходит сразу же, в начальных сценах. Внимание уделяется не только системе образов, но и жанровой характеристике, и усложненной сюжетно-композиционной структуре этих произведений. Каждая пьеса А. П. Чехова и М. Горького была по-своему новаторской. Особую роль в них играет развязка: именно финальные сцены, как правило, помогают определить идею произведения, прояснить позицию автора.
Отметим оригинальность композиции "Вишневого сада". В центре не герои и не события, а сад, к которому проявляется различное отношение действующих лиц, с садом соотносятся их переживания.
Одна сюжетная линия связывается с уходящим со сцены дворянством (Раневская, Гаев и их окружение) и пришедшей на смену буржуазии в лице Лопахина. Этот конфликт разрешается в пользу торжествующего Лопахина, "хищного зверя", по определению Пети Трофимова. Другая сюжетная линия: романтическая мечта молодых героев сталкивается с практицизмом Лопахина, по воле которого вырубается чудесный вишневый сад. "Вся Россия – наш сад" – так мечтают Петя и Аня.
Оригинальная композиция органически сливается с жанровым своеобразием пьесы. Почему пьесу называют лирической комедией? Во-первых, в комедии обязательны комические положения и комические персонажи. (Здесь это Шарлотта, Яша, Епиходов, Симеонов-Пищик.) Во-вторых, важнейшим элементом драматического жанра является пафос. Пафос этой пьесы не драматический, а комическо-лирический. Постоянно чувствуется как бы присутствие автора, его насмешливое, иногда участливо-грустное отношение к героям.
Мастерски используется индивидуализация речи персонажей, например Гаева. Прием пародийности – один из важнейших элементов комедии. Лакей Яша – выразительная и яркая пародия. Своеобразие, неповторимый колорит чеховских пьес создает подтекст – второй смысл, второе звучание фразы, которое автор тонко вкладывает в уста своих героев, в музыкальное и шумовое оформление.
В пьесе "Вишневый сад" лирическая грусть, переживания, воспоминания усиливаются аккомпанементом. Старинный шкаф отпирается со звоном; ранним утром Варя слушает пение скворцов, доносящееся из сада; постоянным спутником компании является гитара, на которой играет Епиходов. Потом мы услышим и звук оборванной струны. Ночью мы слышим завывание ветра, стук колотушки сторожа. Под оркестр не только танцуют и плачут, под музыку вступает в старинные владения дворян новый хозяин – купец Лопахин. И, наконец, мы слышим стук топора. Рубят вишневый сад. Аккомпанемент – важнейший элемент психологизма пьесы. Он способствует усилению соответствующего настроения. Особое значение в пьесе имеют ремарки.
Таким образом, мы видим, что пьеса "Вишневый сад" оригинальна и является новаторской по жанру, сюжету, композиции, по способам раскрытия характеров. Анализ этих сторон драматического произведения даст возможность изучающим осмыслить известный поворот в драматургии в начале XX в., понять художественное построение пьесы в "новом ключе".