Лекция 18. Конфигурации культурного роста А. Л. Крёбера
Американский культуролог и антрополог Альфред Луис Крёбер (1876-1960) по широте своего кругозора сопоставим, пожалуй, не с коллегами этнологами, а с философами истории. Интерес к древним и современным цивилизациям отличал этого автора от многих других современных ему антропологов. Он сам признавал, что главным течением в антропологии считает культурно-историческое. Это подтверждают и его тексты, в которых он обращался к тщательному и серьезному научному анализу концепций Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, П. А. Сорокина.
Значительное место среди его творческого наследия в исследованиях цивилизации занимает капитальный труд "Конфигурации культурного роста" (19^), где наиболее последовательно воплотились его методологические принципы, изложенные с привлечением очень конкретного и лаконично поданного фактического материала. В этой работе, а также в более поздней "Стиль и цивилизация" (1957), А. Л. Крёбер осуществляет обзор сложившихся ранее подходов к анализу цивилизаций, освещая взгляды своих предшественников, особо рассматривая концепцию О. Шпенглера, исходя из того, что тот подход, которому следует он сам, имеет некоторое сходство с подходом немецкого мыслителя, хотя есть и принципиальные расхождения.
Предшественники в оценках А. Л. Крёбера
Ученый отмечает, что вклад О. Шпенглера в историю культуры состоит в признании значимости фундаментальных культурных моделей (в отличие от бытовавших представлений о значимости индивидуальных поступков, в которых даны эмпирические явления культуры), в замечательной силе их характеристик. Одновременно он указывает на важное различие между подходом О. Шпенглера и собственным, которое заключается в том, что, если О. Шпенглер попытался представить фундаментальные культурные модели как таковые, т.е. в завершенном виде, то сам А. Л. Крёбер остановился лишь на рассмотрении и анализе некоторой части моделей, а именно на периоде, который характеризует их расцвет. Кроме этой особенности в подходе к анализу культурных моделей, А. Л. Крёбер указывает на ряд иных различий между собственной концепцией и концепцией О. Шпенглера. Так, не вызывает у него поддержки тот факт, что немецкий мыслитель настаивает на изолированности отдельных культур, отвергая факторы преемственности и взаимовлияния; не разделяет он и точку зрения О. Шпенглера, согласно которой все культуры проходят через фиксированные параллельные стадии развития, а затем неизбежно умирают. Отмечая ряд достоинств этого автора, А. Л. Крёбер в то же время пишет, что недостатки О. Шпенглера как ученого-исследователя общеизвестны, что "анализ его работы выявляет на каждом шагу неоправданные преувеличения, догматизм, предубежденность, промахи, неспособность согласовать свидетельства". Исходя из этого, автор ставит перед собой задачу не расширять негативную критику О. Шпенглера, а попытаться сформулировать реальную проблему, вынесенную немецким культурологом на суд истории, и показать, в каком направлении возможно искать ее решение.
Эту проблему А. Л. Крёбер видит в выявлении степени связности и согласованности между многими частями, органами, элементами, областями, т.е. всеми составляющими культуры. О. Шпенглер подчеркивал предельную взаимосвязанность всех составляющих культуры и пронизанность каждой культуры единым прасимволом: так, чувственность, телесность - символы классической древности; вечно замкнутое пространство - символ магической культуры; беспредельное пространство символизирует Запад, а бесконечная равнина - еще не рожденную русскую культуру. Этот принцип, который лежит в основании шпенглерианского подхода, А. Л. Крёбер определяет как некий стиль, придающий своеобразие культуре и характеризующий ее. В качестве примера он приводит письменность, которая существует во всех фигурирующих у О. Шпенглера культурах, и уточняет, что их отличает стиль письма, и главное - именно это, а не просто наличие письменности. Таким образом, некоторые идеи О. Шпенглера были востребованы и переработаны А. Л. Крёбером, о чем свидетельствует главным образом поздний период его творчества.
Взглядам А. Л. Крёбера оказались близки и некоторые положения цивилизационной концепций П. А. Сорокина. В работе "Стиль и цивилизация" А. Л. Крёбер пишет: "Я согласен с Сорокиным в том, что точка зрения Данилевского и Шпенглера, которую в значительной мере разделяет Тойнби, и согласно которой цивилизации с необходимостью имеют лишь один жизненный цикл, с одной невозобновляемой творческой фазой, - эта точка зрения неприемлема". Уподобление культуры биологическому организму, сводившееся к тому, что у каждой культуры, подобно любому живому организму, есть периоды рождения, взросления и смерти, он не разделяет, хотя отмечает, что биологическая ситуация очень похожа, однако, "тот факт, что индивидуальные организмы умирают, не может служить доказательством того, что отдельные культуры тоже должны умирать".
Не разделяет А. Л. Крёбер и противоположную точку зрения, согласно которой культуры не умирают, не стареют или слабеют с необходимостью сами по себе, но одолеваются другими культурами. Такая точка зрения бездоказательно утверждает внутреннюю тенденцию культуры к прогрессу. Американский культуролог придерживается третьей точки зрения, согласно которой "культуры обязательно стареют или прогрессируют, по просто подвержены колебаниям в силе, оригинальности и уровне порождаемых ценностей". Он замечал, что продолжительность развития культуры и тенденции к се росту связаны со степенью упрочения в ней ценностей, чему может способствовать каждое последующее поколение.
Сближает А. Л. Крёбера с его предшественниками, в частности с П. А. Сорокиным и А. Дж. Тойнби, признание роли творческого меньшинства - другими словами, гениев -в развитии цивилизации и в возможности ее оценки. "Гении - это индикаторы осуществленное™ последовательного развития моделей, обладающих высокой культурной ценностью". Высочайший расцвет культуры выражается через высшие личности.