Конец кейнсианской школы и приход либертарианства на международную политическую сцену
Все 1970-е гг. были трудным периодом для развитых стран – "нефтяные шоки" (многократное повышение цен на нефть) как следствие войны между арабами и евреями на Ближнем Востоке буквально обрушили их экономики в силу огромной зависимости от нефти, импортируемой из этого региона. Резко повысилась безработица, антикризисная и антициклическая кейнсианская политика в этих условиях не срабатывала. Противники кейнсианства из лагеря экономистов-либертарианцев, в значительной мере выражавшего интересы транснационального капитала в Европе и США, добились отказа от использования идей кейнсианства и заняли сто место в качестве представителей лидирующей (официальной) экономической доктрины, что немедленно отразилось на мировой экономической политике и концепциях международных экономических отношений. В частности, на протяжении всех последующих десятилетий, вплоть до начала глобального кризиса, методично снижались контрольные механизмы над деятельностью крупных корпораций, банков, финансовых центров (как на национальном, так и международном уровне), международным движением потоков капитала, торговле ценными бумагами и производными инструментами (хедж-фондами, деривативами и пр.). В этом – одна из причин глобального кризиса, начавшегося в 2008 г.
Международный монетаризм как разновидность либертарианства. Международный монетаризм – это школа экономической мысли, являющаяся производной от школы неолиберально-монетарного направления. Ее теоретики исходят из того положения, что изменения мировой денежной массы (money supply) являются главным источником инфляционных и дефляционных процессов в мировой экономике. Так, быстрое увеличение денежной массы в относительно крупной стране или в большом числе малых стран одновременно создает при режиме фиксированных валютных курсов (fixed exchange rate) инфляционное давление по всему миру. В мире с фиксированными валютными курсами потоки международных резервов увеличивают и уменьшают внутреннюю денежную массу в странах с профицитом и дефицитом платежного баланса соответственно, и поэтому имеется тенденция к выравниванию темпов инфляции во всем мире. Из этого следует, что в мире с фиксированными курсами валют темп инфляции в небольшой стране с открытой экономикой не может быть независимым от мировых темпов инфляции.
Согласно этим теориям работает следующий механизм. Избыточный рост денежной массы в конкретной стране ведет к избытку запаса наличных денег и последующим попыткам восстановить желаемое соотношение денег и других активов внутри страны путем приобретения местных и зарубежных товаров и ценных бумаг. В результате возникает дефицит по текущим и (или) капитальным статьям платежного баланса, который должен финансироваться за счет зарубежных займов и снижения валютных резервов. Величина резервов и возможности заимствования устанавливают пределы, до которых страна может продолжать увеличивать денежную массу и, следовательно, уровень внутренних цен. И наоборот, в страну с профицитом по текущим или капитальным статьям платежного баланса (balance of payments) будут направляться новые потоки иностранной валюты, что приведет к увеличению денежной массы. Можно попытаться нейтрализовать влияние этих входящих потоков широкой продажей государственных облигаций, чтобы снизить объем наличности, но и этот процесс имеет свои границы. Непрерывная продажа облигаций снизит их цену и увеличит ставку процента, что, в свою очередь, будет стимулировать приток капитала. Таким образом, в стране с дефицитом будет наблюдаться тенденция к оттоку денег, снижающая инфляционное давление, а в стране с профицитом будет иметь место приток денег и, следовательно, инфляция. В результате этих процессов темпы инфляции должны выравниваться, а равновесие платежных балансов – восстанавливаться.
В случае плавающих валютных курсов быстрый рост внутренней денежной массы непосредственно ведет к обесцениванию валюты. Резиденты этой страны будут стараться уменьшить количество имеющихся у них денег и восстановить их стоимость посредством приобретения иностранных товаров и ценных бумаг. В странах же, где скорость роста денежной массы отстает от скорости роста доходов, резиденты будут стараться увеличить количество имеющихся у них денежных средств, что позволит им финансировать больший объем трансакций. Страна будет иметь чистый приток фондов, поскольку резиденты увеличат экспорт или будут продавать иностранные ценные бумаги с целью увеличения количества денежных средств. Таким образом, в стране с быстрым ростом реального дохода и медленным ростом денежной массы будет увеличиваться стоимость ее валюты вследствие тенденций, направленных на образование излишка по капитальным или текущим статьям платежного баланса.
Именно эта политика стала своего рода модельным проектом, который взял на вооружение МВФ прежде всего для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Данная теория и основанная на ней политика обанкротились в ходе глобального кризиса 2008–2010 гг.