Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В ч. 2 п. 4 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 установлено, что деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и выполнению задач ОРД: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; по установлению имущества, подлежащего конфискации.
При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве, основываясь на положениях ст. 21 УПК, в каждом отдельном случае следует рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц (п. 7).
В соответствии с п. 8 приказа уполномоченным прокурорам предписывается в ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов в обязательном порядке проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).
Традиционно от прокуроров требуется, чтобы они, используя предоставленные им полномочия, пресекали нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимали своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности. Прокурорам в случаях незаконного отказа от выполнения их требований при наличии оснований предписывается принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Кроме того, руководители прокуратур должны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах ОРД.
Необходимо учитывать, что вопросы организации и осуществления надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере регламентируются также рядом других организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ. Так, в соответствии с п. 1.4 приказа от 30.01.2007 № 19 прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за исполнением законов в ОРД в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обязаны добиваться исключения фактов осуществления ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом об ОРД и УИК.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму требуется не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об ОРД, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети Интернет в террористических целях, уделяя особое внимание результатам ОРД, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения, а также на постоянной основе анализировать эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств (п. 1.6, 1.7 приказа Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339). Исходя из п. 1.4 приказа от 19.11.2009 № 362 при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений экстремистской направленности прокуроры должны обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности общественных и религиозных объединений, а также степени участия последних в противоправных действиях.
Необходимость осуществления постоянного надзора за исполнением Закона об ОРД в части, касающейся защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, предусматривает п. 1.6 приказа от 31.03.2008 № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". В п. 11 приказа Генпрокурора РФ от 18.04.2008 № 70 "О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" от прокуроров требуется решительно пресекать попытки сбора сведений о частной жизни прокурорских работников, не имеющих отношения к проводимой проверке.
В соответствии с приказом Генпрокурора от 15.05.2010 № 209 прокуроры обязаны ежеквартально проводить в органах, осуществляющих ОРД, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета. Кроме того, они обязаны практиковать привлечение к проверкам законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе сотрудников соответствующих оперативных подразделений.
Согласно п. 1.1 указания Генпрокурора РФ и Директора ФСБ России от 18.04.2002 № 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами Федеральной службы безопасности" надзор должен обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативнорозыскных мероприятий, но и установленный законодательством РФ, а также ведомственными нормативными актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, задачи надзора за исполнением законов в ОРД носят как общеотраслевой, так и частный характер, когда они сформулированы применительно к отдельным направлениям надзора (например, к вопросам исполнения законов при противодействии коррупции) либо с учетом специфики деятельности конкретных оперативных подразделений органов (например, органов ФСБ России).
Уполномоченные прокуроры должны: 1) анализировать все законы, регламентирующие ОРД и надзор в этой сфере, для выявления пробелов и иных дефектов правового регулирования; 2) своевременно проверять издаваемые оперативными органами на основании ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, на предмет их соответствия законодательству РФ; 3) наблюдать за тем, чтобы оперативными органами принимались все предусмотренные законом меры по решению предусмотренных законом задач в ОРД; 4) добиваться, чтобы решения должностных лиц оперативных подразделений органов соответствовали требованиям закона; 5) устанавливать
наличие законных оснований и соблюдение необходимых условий и порядка при проведении оперативно-розыскных мероприятий; 6) проверять, чтобы не ущемлялись права и законные интересы лиц, оказывающих содействие оперативным органам.
В указанных случаях прокурор обязан предупреждать нарушения требований закона и принимать меры к пресечению таких нарушений, а при нарушении оперативным органом (должностным лицом) прав и законных интересов соответствующих лиц, применять средства реагирования для восстановления этих прав и законных интересов, возмещения причиненного вреда.