Компьютерный гипертекст
Начало широкого распространения средств создания гипертекстовых материалов принято связывать с созданием компанией Apple специального программного приложения, которое получило название HyperCard и входило в состав программного обеспечения, бесплатно устанавливаемого с 1987 г. на каждом компьютере системы Macintosh. Основной информационной единицей в HyperCard был компьютерный аналог карточки хранения информации в базе данных. Несколько карточек, объединенных по какому-то принципу, составляют так называемый информационный стек (от англ. stack – куча, груда, хранилище). Множество таких стеков образует компьютерный аналог книгохранилища, или архива. Собственно гипертекстовым во всей этой системе может считаться только один технологический прием – возможность создания в любом месте информационной карточки специального значка – иконки, отсылающей к тексту другой карточки.
Эта возможность была реализована в системе HyperCard с помощью специального средства создания связей между карточками – подпрограммой HyperTalk, главным оператором которой была команда goto. Сам принцип хранения информации в виде стека требовал, чтобы на каждой карточке присутствовали как минимум две функциональные кнопки-иконки – перехода к следующей карточке и возврата назад, к предыдущей карточке. В общем виде такие переходы могли нарушать исходную последовательность чтения карточек в стеке, что и придавало всей системе видимость гипертекстовости. Простота и легкость формирования связей между карточками в системе HyperCard способствовали тому, что иконку-ссылку можно было установить в любом месте карточки и связать эту карточку с любой другой в соответствии с намерением и желанием автора. Поэтому именно систему HyperCard принято считать первой компьютерной гипертекстовой системой, в которой была реализована возможность оперативно формировать контекстно зависимые ссылки, что впоследствии нашло широкое применение в компьютерных справочных и обучающих программах, использующих принцип гипертекста.
В настоящее время в компьютерной сфере термин "гипертекст" относят в равной мере к разным объектам:
1) так называют особый метод построения информационных систем, обеспечивающих прямой доступ к данным с сохранением естественных (или специальным образом предустановленных) логических связей между ними;
2) это определенная система представления гипермедийной информации (текстовой и мультимедийной) в виде сети связанных между собой информационных единиц;
3) это особый универсальный компьютерный программный интерфейс, отличительными чертами которого являются его интерактивность и чрезвычайно высокая степень адаптивности по отношению к психологии пользователя.
По своей сути гипертекст приближен к методам конструирования и использования баз данных, в которые заложена возможность прямого доступа ко всем элементам, равно как и механизмы их оперативной реструктуризации.
Гипертекст представляет собой форму организации информации, идентичную семантическим сетям, объединяющим плохо формализуемые или вообще не формализуемые мультимодальные – текстовые и мультимедийные – информационные единицы с алгоритмически организованными, жестко определяемыми процессами их структуризации.
С формальной точки зрения всякий гипертекст основан на специфически организованной базе данных, которая состоит из двух типов информационно значимых объектов: гипертекстовых узлов (англ. hypernode), в которых может быть представлена какая-то относительно завершенная информация, и гиперссылок (англ. hyperlink), устанавливающих в явной форме смысловые и структурные отношения между этими относительно информационно самостоятельными единицами. В качестве информационных узлов могут выступать информационные носители любого размера и любой модальности восприятия (любой документ, целая книга, отдельный раздел, абзац, предложение, рисунок или его фрагмент, анимация, видео и т.п.).
Формализация структуры гипертекста обычно осуществляется при помощи отображения ее в виде ориентированного графа[1], в котором точками (или кружками) обозначаются информационные узлы, а стрелками – связи между ними (гиперссылки). Пример такого изображения в сравнении с более традиционной ("древовидной") схемой отображения информации представлен на рис. 5.1[2].
Рис. 5.1. Схематичное представление гипертекстового пространства в виде ориентированного графа (а) и дерева зависимостей (б)
Информационные гипертекстовые узлы обычно представляют собой некое концептуальное утверждение или выражают одну определенную идею. Эта информация может быть по-разному оформлена и структурирована в зависимости от своей функциональной семантики (например, утверждение, разъяснение, справочная информация, развивающая и детализирующая то или иное утверждение, иллюстративная информация, экспериментальные результаты, наблюдения, фактическая информация и выводы, информация прикладного характера и ее семантико-синтаксическое описание).
Информационные узлы образуют единое гипертекстовое пространство благодаря связям между ними, которые устанавливаются авторами гипертекста априорно в соответствии с некоторыми собственными концептуальными представлениями через систему гиперссылок (гипертекстовых ссылок). Тот узел, который является исходным для некоторой ссылки, называется в англоязычной традиции узлом-адресантом, или референциальным информационным узлом. Узел, в который ведет та или иная ссылка, называется в англоязычной традиции узлом-адресатом ссылки, или референтом (сигнификативным узлом). Любой фрагмент информационного узла может быть связан с другим узлом, его частью или со своим любым другим фрагментом с помощью так называемых якорей (англ. anchor), или специальных не видимых читателю маркеров, которые помещаются в нужных частях текста (рисунка, схемы, аудио-, видеофайла и т.п.).
Содержимое информационного узла или его фрагмента выводится на экран компьютера с помощью активизации гиперссылки (линка). Они могут быть однонаправленными (ведущими из одного информационного узла в другой) или двунаправленными (обеспечивающими перемещение между двумя связанными информационными фрагментами в обе стороны). До появления современного типа программ просмотра страниц Интернета – интернет-браузеров – это различие между типами гиперссылок очень активно использовалось в обучающих компьютерных системах, в настоящий момент все гиперссылки в Интернете являются двунаправленными, так как возможность возврата на любой из нескольких предыдущих этапов просмотра веб-страницы заложена в самом браузере.
Гиперссылки могут быть также классифицированы в зависимости от их структурно-функциональной роли в общей системе гипертекстового пространства как референциальные ссылки (для установления отношений перекрестного цитирования) и как ссылки иерархические (для установления отношений типа "родитель – ребенок"). Эта классификация сегодня очень активно используется для наиболее эффективной системы организации информационного поиска в Интернете во всех наиболее известных поисковых системах.
Таким образом, гипертекстовый принцип становится применим практически к любым видам информации, связанной естественным образом или связываемой целенаправленно авторами гипертекста.