Компьютерные технологии в книгоиздании

В 80-х годах прошлого столетия компьютерные технологии стали активно внедряться в издательскую практику. Помимо использования компьютеров в управленческом процессе, что было характерно для всех без исключения производств, революционным для книгоиздания стало появление настольных издательских систем (НИС, или DTP, от англ. Desktop publishing). Главным достижением, приведшим к их созданию, была разработка персонального компьютера Apple Macintosh с графическим интерфейсом, позволяющим видеть на экране дисплея шрифт и изображение такими, какими они впоследствии появятся на распечатке с принтера, а также использовать "мышку" для введения корректирующих команд. К этому добавился лазерный принтер Apple Laser Writer, обеспечивший печать текста и графики с высоким разрешением. Для взаимодействия компьютера и принтера компанией Adobe Systems был создан специальный язык PostSkript, позволивший отправлять с компьютера на принтер точное описание распечатываемой страницы. Отметим, что в России компьютеры фирмы Apple не нашли широкого применения из-за их высокой стоимости, закрытости их архитектуры и существовавших до 1990 г. ограничений на поставки тогда еще в СССР. Говоря о закрытости архитектуры, мы здесь имеем в виду сложности адаптации системы применительно к конкретным условиям эксплуатации и использования.

Термин "настольное издательство" ввел в обращение один из разработчиков программного пакета PageMaker Пол Брейнерд. Пакет PageMaker объединил технологии Apple и PostScript и стал системой для оперативного изготовления оригинал-макетов. Появился он в конце 1985 г.

Комплект программ для настольной издательской системы включает в себя текстовый редактор, программы для обработки графики и программу верстки. Кроме того, для оцифровки изображений и ввода их в компьютер используется сканер, т.е. устройство, преобразующее цвет и яркость каждой точки изображения в цифровой код, который записывается в файл компьютера. После оцифровки изображение можно изменять с помощью специальных программ: удалять пятна и царапины, изменять фон изображения и цветовую гамму. После обработки изображение может быть введено в макет страницы с помощью программы верстки.

В настоящее время наибольшее распространение получили такие программы верстки, как Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign. В России наиболее популярна программа Adobe InDesign. Используя ту или другую программу, верстальщик объединяет в единый документ различные файлы. С помощью программы верстки можно задавать количество и формат страниц, набирать и размещать текст на странице, устанавливать взаимное расположение текстового и иллюстративного материала.

Программа Adobe InDesign в большей мере приближена к традиционному книгоиздательскому процессу и располагает множеством возможностей для повышения его качества, а также используется при подготовке оригинал-макетов графически сложных изданий. К числу отличительных достоинств Adobe InDesign можно отнести возможность автоматически размещать текст на заданном числе полос и автоматически создавать вспомогательные тексты (сноски, концевые сноски, указатели, оглавление), наличие формульного и табличного редактора, наличие алгоритмов выравнивания текстов по вертикали, интегрированность с другими программами (позволяет редактировать текст и иллюстрации в их "родных" редакторах). Программа имеет модули переноса для русского языка, возможность создания различных страниц-шаблонов и выбора шрифтов.

Возможность использования шрифтов широкого диапазона является определяющим фактором применения НИС в издательской практике. Шрифт может быть частью программы верстки или дополнительным программным продуктом, который при необходимости подгружается в программу верстки. Существуют также шрифтовые картриджи, выполненные в виде сменных блоков к лазерным принтерам, дополнительные шрифты записаны в их персональных запоминающих устройствах. Сегодня существуют тысячи компьютерных шрифтов, но реально многие из них отличаются от других лишь незначительными нюансами. В конкретных изданиях используются, как правило, не более двух-трех гарнитур и ограниченное число их начертаний. ОСТ 29.124-94 "Издания книжные. Общие технические условия" рекомендует гарнитуру "Таймс" как предпочтительную.

Для обработки изображений издательства используют современное программное обеспечение, среди которого Adobe Illustrator и Corel Draw. Учитывая, что во многих современных изданиях одной из ключевых является проблема адекватного переноса цвета, издательства активно используют приборы, позволяющие контролировать цвет в процессе допечатной подготовки. Среди этих приборов - спектрофотометр, калибратор монитора, который позволяет настроить монитор так, чтобы изображение на мониторе было максимально близко к последующему печатному изображению, колориметр и др.

Готовый оригинал-макет публикации может быть распечатан на различных устройствах вывода. Предварительно материал распечатывается для его редактирования и корректуры, поэтому на этой стадии не требуется высокое качество вывода и используются обычные лазерные и струйные принтеры черно-белой или цветной печати, бумага среднего качества. Способ вывода окончательного материала с использованием НИС определяется используемым в дальнейшем способом его тиражирования и финансовыми возможностями издательства.

Основные методы печати, базирующиеся на разных способах переноса краски рассмотрены далее (см. п. 5.2), здесь же мы отметим лишь особенности способа вывода оригинал-макета применительно к трем видам печати: ризографии, офсетной и высокой печати.

Для ризографического издания оригинал-макет выполняется на бумаге, в позитиве, без зеркального разворота изображения. При этом для обеспечения качества не рекомендуется использование струйных принтеров, а применяются лазерные принтеры с разрешением не ниже 600 dpi (англ. dots per inch - "точек на дюйм"). Разрешающая способность современных лазерных принтеров доходит до 2400 dpi.

Оригинал-макет для офсетной печати выполняется на прозрачной пленке, в позитиве, с зеркальным разворотом изображения. Лучшим решением для обеспечения качества офсетной печати является использование фотонаборного аппарата для вывода макета на прозрачной фотопленке, однако это дорогостоящая процедура. Поэтому чаще оригинал-макет выводится с помощью лазерного принтера. При полноцветной офсетной печати используют, как известно, четыре краски (по числу базовых цветов CMYK - голубой, пурпурный, желтый и черный). Перед фотонабором выполняется цветоделение, затем для каждого цвета выводится отдельная пленка, по каждой из которых вытравливается отдельная офсетная пластина для печати.

Наконец для высокой печати оригинал-макет представляет собой негатив, выполненный без зеркального разворота изображения. Сложности, связанные с высокой печатью, определяются необходимостью достижения высокой плотности черных участков, соответствующих пробельным элементам. Для их разрешения оригинал-макет выводят в негативе с зеркальным разворотом изображения с помощью фотонаборной машины на фотопленку. Чаще оригинал-макет выводят на бумагу, как для ризографа, а затем готовые полосы монтируют и перефотографируют в типографии на негативную пленку, с которой и выполняют полимерные формы. Во втором случае качество печати ниже.

С внедрением в издательскую практику НИС появилась возможность подготовки электронных публикаций, не предназначенных для распечатки. Создают их с помощью обычных программ для верстки, а затем преобразуют в формат Portable Document Format (pdf) для записи на компьютерных дисках

CD-ROM или размещения в сети Интернет. Настольные издательские системы используют и для создания web-страниц с помощью специализированных web-редакторов.

Немаловажное значение в повседневной работе издательства уже довольно давно играет наличие сайта в Интернете или, шире, - наличие у издательства многофункционального сетевого представительства. Такое представительство является сегодня фактором взаимодействия современных информационных технологий с традиционным книгоизданием, в идеале - это площадка, на которой взаимодействуют различные участники книжного дела, включая читателей. К тому же в основе каждого издательского сайта лежат особенности выпускаемой им литературы и издательской политики, а это позволяет говорить об издательском сайте как о серьезном инструменте маркетинга и менеджмента. Следствием правильно организованной работы издательского сайта станут увеличение прибыли издательства, установление прочных связей с потребителем, а также достижение важнейшей цели - соединение читателя с автором, донесение до читателей именно той информации, которая им нужна и интересна.