Задачи логистики в управлении качеством функционирования материального и соответствующих ему потоков в организации

Закупаемые организацией товары, сырье, материалы или услуги должны поставляться необходимого качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек, снижению спроса на продукт организации и, как следствие, ее конкурентоспособности. Затраты же на доведение качества до стандартного или требуемого конечным потребителем уровня могут быть весьма значительными, а теорией и практикой менеджмента качества доказано, что базовые затраты на формирование качества посредством формирования системы управления качеством, обеспечивающей предвосхищение появления брака, всегда значительно ниже затрат, связанных с исправлением брака. Такое позиционирование проблемы управления качеством в функционировании организации требует и соответствующего внимания к качеству в логистике и, в частности, в сфере снабжения.

Перед логистической функцией в снабжении, обеспечивающей формирование входных потоков в организацию, стоят три задачи, связанные с качеством:

– участвовать в формировании качества продукта на этапе его разработки и планирования;

– обеспечивать постоянное повышение качества закупки;

– обеспечить качество собственно процесса снабжения посредством внедрения в этот процесс принципов качества.

Задача формирования качества продукта на этапе его разработки и планирования может реализоваться посредством активного интегрированного взаимодействия с постоянными поставщиками-партнерами при вовлечении их в процессы проектирования и разработки новых изделий или при развитии модельных рядов. В самом прямом понимании такое участие можно рассматривать как стремление запараллелить этап подготовки базы снабжения для производства новых изделий с этапами их разработки (проектирования) и снижения затрат на разработку технологии. В таких случаях перед поставщиком ставится задача изменения поставляемых им комплектующих под новые функциональные, эксплуатационные и другие характеристики. При таком подходе поставщики становятся соразработчиками спецификации продукта и принимают на себя ответственность за качество проектируемых комплектующих перед конечным потребителем. Важно, чтобы такое взаимодействие поставщика и потребителя было оформлено юридически, что повышает заинтересованность поставщика и его ответственность за удовлетворение заявленных потребностей конечного потребителя.

В более широком системном понимании привлечение поставщиков и специалистов по закупкам к разработке продукта охватывает четыре области:

– управление разработкой нового продукта (чем выше уровень доступности и стабильности и чем ниже уровень зависимости, тем больше возможности приобрести технологию и оставить ее разработку поставщикам);

– управление взаимодействием с поставщиками (постоянные активные исследования с целью идентификации поставщиков и их технологий, которые могут быть использованы при разработке продукта);

– управление проектом (включает два аспекта: проектирование проекта и реализацию проекта. Деятельность связана с принятием отдельных решений на уровне проекта относительно привлечения участников со стороны, координации деятельности, организации коммуникаций с привлеченными поставщиками);

– управление продуктом (прямое участие в разработке спецификации нового продукта).

Степень удовлетворения потребителя качественными товарами и услугами организации во многом зависит от того, насколько хорошо выполняется функция выбора поставщика, т.е. как поставщики выполняют свои обязательства. Как показывают исследования, во многих компаниях 50% проблем, связанных с качеством, возникают из-за некачественных товаров и услуг, полученных от поставщиков. Из этого видно, какая ответственность ложится на логистическое управление снабжением в области повышения качества производимых товаров и услуг. Кроме того, следует отмстить, что современные концепции управления (MRPII, MRPII+, "точно вовремя", ERP) требуют поставок со 100% качеством. В этой связи задача обеспечения и постоянного повышения качества закупки является центральной для управления качеством формирования входного потока организации.

Понятие качества закупки нами рассматривается как комплексное и включает:

• собственно качество поставленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг;

• качество сопроводительной документации;

• в целом выполнение всех параметров заказа (срок, номенклатура, количество, соответствие тары и упаковки).

Такое понимание качества закупки требует соответствующих подходов к выбору поставщиков и постоянного системного контроля и оценки работы поставщиков по указанным параметрам закупки с целью улучшения работы поставщиков или базы поставщиков.

Организация такой системной работы по выбору и оценке результатов работы поставщиков возможна только при хорошо разработанных регламентах этих процессов, отраженных в соответствующих стандартах предприятия.

Основной базовой составляющей повышения качества закупаемых ТМЦ и услуг является правильный выбор поставщика и производителя. При широком и динамичном предложении на рынке поставщиков это является весьма сложной и далеко не однозначной задачей, поэтому важно, чтобы решение ее было представлено стандартизованными процедурами:

• анализ и оценка рынка поставщиков;

• формирование альтернативных вариантов поставок;

• формирование требований к поставщикам;

• проведение тестирования образцов и условий поставок;

• собственно процедуры выбора поставщика и принятие решения о размещении заказа.

Важность и значимость процесса закупки для удовлетворения конечного потребителя привело к тому, что в системах менеджмента качества любой организации процесс управления закупками, включающий и функциональный цикл закупки, выделяется и четко регламентируется в соответствующих стандартах. Отсюда вытекает важная задача логистического управления снабжением – обеспечение качества при реализации цикла закупки (при описании потребности, анализе потребности, выборе поставщика, контроле поставки). При формировании требований к закупке и выбору поставщика важным является требование закупки сертифицированных и стандартизованных ТМЦ. Задача повышения уровня стандартизованных и сертифицированных ТМЦ также оказывает существенное влияние на повышение качества закупки.

Поэтому специалисты, занимающиеся закупками, должны знать основные торговые, национальные и международные стандарты, применяющиеся в их сфере деятельности и к товарам, которые они закупают. И, безусловно, они должны знать многоаспектные преимущества стандартизации, к которым можно отнести:

– четкость спецификаций и однозначность понимания потребности поставщиком и покупателем (исключение – закупки "нс того, что нужно");

– достижение более высокой надежности поставок и, соответственно сокращение издержек;

– сокращение временных и денежных ресурсов при выборе поставщика и заключении контракта;

– снижение зависимости от специализированных поставщиков;

– сокращение числа ошибок и конфликтов и повышение репутации поставщиков;

– упрощение процедуры международных поставок за счет возможности ссылок на стандарты ISO;

– уменьшение уровня издержек вследствие сокращения номенклатуры закупаемых ТМЦ;

– сокращение издержек на обработку грузов и материалов.

Независимо от того, насколько совершенно описание потребности, необходимо требовать от поставщика программ гарантии, разрабатывать системы тестирования и контроля качества поставляемой продукции. В процессе размещения заказа менеджеры по снабжению должны исследовать и подтвердить надежность поставщика, т.е. его способность поставить качественный товар. При этом проверяется не только сертификация поставщика, по и состояние реализации функции качества, г.е. как формируется качество в процессе планирования, разработки и изготовления продукции, подлежащей поставке.

При выборе поставщика важно фиксировать приоритет качества в критериях выбора поставщика. Сегодня в предлагаемой классификации критериев выбора поставщика показатели (параметры) качества очень значимо позиционируются, что видно из табл. 5.1.

Тестирование продукции должно осуществляться в два этапа: перед размещением заказа тестируются образцы продукции; после получения заказа тестируется продукция на предмет соответствия спецификации или первоначальному описанию. Однако один из 14 принципов качества Э. Деминга гласит: "Прекратите полагаться на проверки, стараясь добиться качества. Устраните необходимость в инспектировании в массовом порядке. Обеспечивайте качество продукта с самого начала". То есть, важнейшим моментом должен быть не контроль поставки, а контроль процесса формирования качества продукта у поставщика в рамках процедуры выбора поставщика.

Однако в практике российского бизнеса контроль поставки имеет важное значение для обеспечения ее качества и, в зависимости от характера поставляемого продукта, может быть тотальным или выборочным, что должно регламентироваться условиями контракта на поставку или ссылкой на действующую в организации инструкцию приемки поставки по качеству.

Таблица 5.1

Система критериев выбора поставщика в логистическом цикле закупки

№ п/п

Наименование класса критериев

Наименование критериев классификационной группы

1

Критерии качества

Показатели идентификации качества.

Показатели результатов тестирования образца.

Наличие сертификата на закупаемую потребность

2

Критерии условий поставок

Объем поставки.

Размер партии поставки.

Периодичность поставки.

Срок поставки.

Возможность срочной поставки.

Требования к таре, упаковке, маркировке.

Требования (условия) к транспортировке.

Условия доставки, экспедирования, страхования. Коммуникационный аспект (согласие поставщика предоставлять информацию о состоянии выполнения заказа по запросу или в согласованном порядке)

3

Ценовые критерии

Стартовая цена.

Условия скидок (надбавок).

Структура цены.

Удаленность поставщика.

Стоимость тары (упаковки). Форма оплаты.

Порядок оплаты

4

Критерии собственно поставщика

Имидж поставщика.

Наличие сертификатов соответствия международным и внутригосударственным стандартам качества.

Положение на рынке.

Производственная мощность.

Наличие резервных производственных мощностей. Инфраструктура производства.

Финансовое положение.

Финансовое положение банке в котором обслуживается поставщик.

Квалификация персонала.

Социально-трудовые отношения в коллективе поставщика.

История развития поставщика.

Графики капитальных и средних ремонтов. Номенклатура выпускаемой продукции

Для повышения качества удовлетворения потребностей конечных покупателей лучшим вариантом является использование и поставщиком, и производителем философии и системы всеобщего управления качеством (TQM), которая, как известно, сфокусирована на удовлетворение клиента.

Третья задача логистической функции в снабжении призвана обеспечить качество собственно процесса снабжения посредством внедрения в этот процесс принципов качества.

Повышение качества процесса снабжение может осуществляться наиболее эффективно при процессном подходе к управлению снабжением, т.е. при рассмотрении его как бизнес-процесса. При этом реинжиниринг бизнес-процесса снабжения позволит осуществить его пооперационное моделирование, что даст возможность провести правильное его регламентирование, которое должно найти отражение в комплекте нормативно-методической документации (инструкциях, методиках, положениях) организации, и управление процессом снабжения в организации. Наличие такой регламентирующей документации процесса снабжения дает возможность контролировать процесс снабжения, выявлять отклонения и недостатки при его реализации и на этой основе постоянно совершенствовать процесс снабжения. Такой подход к организации процесса снабжения обеспечивает реализацию концепции логистики в снабжении и как следствие – достижение конечной цели логистической подсистемы снабжения – своевременное удовлетворение потребностей организации в необходимых ТМЦ и услугах нужного качества, нужного количества, в нужном месте, в нужное время от надежного компетентного поставщика по минимальной или выгодной цене.

Таким образом, задачи повышения качества закупаемых сырья, материалов, готовой продукции и повышения качества процесса снабжения требуют реализовать в процессе снабжения важнейшее концептуальное положение логистики – тотальное (сквозное) управление качеством формирования и функционирования материального потока от исходного источника сырья до конечного потребителя, что обеспечит в сфере снабжения гарантию качества входных потоков в организацию.