Задачи логистики в управлении качеством функционирования материального и соответствующих ему потоков в организации
Закупаемые организацией товары, сырье, материалы или услуги должны поставляться необходимого качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек, снижению спроса на продукт организации и, как следствие, ее конкурентоспособности. Затраты же на доведение качества до стандартного или требуемого конечным потребителем уровня могут быть весьма значительными, а теорией и практикой менеджмента качества доказано, что базовые затраты на формирование качества посредством формирования системы управления качеством, обеспечивающей предвосхищение появления брака, всегда значительно ниже затрат, связанных с исправлением брака. Такое позиционирование проблемы управления качеством в функционировании организации требует и соответствующего внимания к качеству в логистике и, в частности, в сфере снабжения.
Перед логистической функцией в снабжении, обеспечивающей формирование входных потоков в организацию, стоят три задачи, связанные с качеством:
– участвовать в формировании качества продукта на этапе его разработки и планирования;
– обеспечивать постоянное повышение качества закупки;
– обеспечить качество собственно процесса снабжения посредством внедрения в этот процесс принципов качества.
Задача формирования качества продукта на этапе его разработки и планирования может реализоваться посредством активного интегрированного взаимодействия с постоянными поставщиками-партнерами при вовлечении их в процессы проектирования и разработки новых изделий или при развитии модельных рядов. В самом прямом понимании такое участие можно рассматривать как стремление запараллелить этап подготовки базы снабжения для производства новых изделий с этапами их разработки (проектирования) и снижения затрат на разработку технологии. В таких случаях перед поставщиком ставится задача изменения поставляемых им комплектующих под новые функциональные, эксплуатационные и другие характеристики. При таком подходе поставщики становятся соразработчиками спецификации продукта и принимают на себя ответственность за качество проектируемых комплектующих перед конечным потребителем. Важно, чтобы такое взаимодействие поставщика и потребителя было оформлено юридически, что повышает заинтересованность поставщика и его ответственность за удовлетворение заявленных потребностей конечного потребителя.
В более широком системном понимании привлечение поставщиков и специалистов по закупкам к разработке продукта охватывает четыре области:
– управление разработкой нового продукта (чем выше уровень доступности и стабильности и чем ниже уровень зависимости, тем больше возможности приобрести технологию и оставить ее разработку поставщикам);
– управление взаимодействием с поставщиками (постоянные активные исследования с целью идентификации поставщиков и их технологий, которые могут быть использованы при разработке продукта);
– управление проектом (включает два аспекта: проектирование проекта и реализацию проекта. Деятельность связана с принятием отдельных решений на уровне проекта относительно привлечения участников со стороны, координации деятельности, организации коммуникаций с привлеченными поставщиками);
– управление продуктом (прямое участие в разработке спецификации нового продукта).
Степень удовлетворения потребителя качественными товарами и услугами организации во многом зависит от того, насколько хорошо выполняется функция выбора поставщика, т.е. как поставщики выполняют свои обязательства. Как показывают исследования, во многих компаниях 50% проблем, связанных с качеством, возникают из-за некачественных товаров и услуг, полученных от поставщиков. Из этого видно, какая ответственность ложится на логистическое управление снабжением в области повышения качества производимых товаров и услуг. Кроме того, следует отмстить, что современные концепции управления (MRPII, MRPII+, "точно вовремя", ERP) требуют поставок со 100% качеством. В этой связи задача обеспечения и постоянного повышения качества закупки является центральной для управления качеством формирования входного потока организации.
Понятие качества закупки нами рассматривается как комплексное и включает:
• собственно качество поставленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг;
• качество сопроводительной документации;
• в целом выполнение всех параметров заказа (срок, номенклатура, количество, соответствие тары и упаковки).
Такое понимание качества закупки требует соответствующих подходов к выбору поставщиков и постоянного системного контроля и оценки работы поставщиков по указанным параметрам закупки с целью улучшения работы поставщиков или базы поставщиков.
Организация такой системной работы по выбору и оценке результатов работы поставщиков возможна только при хорошо разработанных регламентах этих процессов, отраженных в соответствующих стандартах предприятия.
Основной базовой составляющей повышения качества закупаемых ТМЦ и услуг является правильный выбор поставщика и производителя. При широком и динамичном предложении на рынке поставщиков это является весьма сложной и далеко не однозначной задачей, поэтому важно, чтобы решение ее было представлено стандартизованными процедурами:
• анализ и оценка рынка поставщиков;
• формирование альтернативных вариантов поставок;
• формирование требований к поставщикам;
• проведение тестирования образцов и условий поставок;
• собственно процедуры выбора поставщика и принятие решения о размещении заказа.
Важность и значимость процесса закупки для удовлетворения конечного потребителя привело к тому, что в системах менеджмента качества любой организации процесс управления закупками, включающий и функциональный цикл закупки, выделяется и четко регламентируется в соответствующих стандартах. Отсюда вытекает важная задача логистического управления снабжением – обеспечение качества при реализации цикла закупки (при описании потребности, анализе потребности, выборе поставщика, контроле поставки). При формировании требований к закупке и выбору поставщика важным является требование закупки сертифицированных и стандартизованных ТМЦ. Задача повышения уровня стандартизованных и сертифицированных ТМЦ также оказывает существенное влияние на повышение качества закупки.
Поэтому специалисты, занимающиеся закупками, должны знать основные торговые, национальные и международные стандарты, применяющиеся в их сфере деятельности и к товарам, которые они закупают. И, безусловно, они должны знать многоаспектные преимущества стандартизации, к которым можно отнести:
– четкость спецификаций и однозначность понимания потребности поставщиком и покупателем (исключение – закупки "нс того, что нужно");
– достижение более высокой надежности поставок и, соответственно сокращение издержек;
– сокращение временных и денежных ресурсов при выборе поставщика и заключении контракта;
– снижение зависимости от специализированных поставщиков;
– сокращение числа ошибок и конфликтов и повышение репутации поставщиков;
– упрощение процедуры международных поставок за счет возможности ссылок на стандарты ISO;
– уменьшение уровня издержек вследствие сокращения номенклатуры закупаемых ТМЦ;
– сокращение издержек на обработку грузов и материалов.
Независимо от того, насколько совершенно описание потребности, необходимо требовать от поставщика программ гарантии, разрабатывать системы тестирования и контроля качества поставляемой продукции. В процессе размещения заказа менеджеры по снабжению должны исследовать и подтвердить надежность поставщика, т.е. его способность поставить качественный товар. При этом проверяется не только сертификация поставщика, по и состояние реализации функции качества, г.е. как формируется качество в процессе планирования, разработки и изготовления продукции, подлежащей поставке.
При выборе поставщика важно фиксировать приоритет качества в критериях выбора поставщика. Сегодня в предлагаемой классификации критериев выбора поставщика показатели (параметры) качества очень значимо позиционируются, что видно из табл. 5.1.
Тестирование продукции должно осуществляться в два этапа: перед размещением заказа тестируются образцы продукции; после получения заказа тестируется продукция на предмет соответствия спецификации или первоначальному описанию. Однако один из 14 принципов качества Э. Деминга гласит: "Прекратите полагаться на проверки, стараясь добиться качества. Устраните необходимость в инспектировании в массовом порядке. Обеспечивайте качество продукта с самого начала". То есть, важнейшим моментом должен быть не контроль поставки, а контроль процесса формирования качества продукта у поставщика в рамках процедуры выбора поставщика.
Однако в практике российского бизнеса контроль поставки имеет важное значение для обеспечения ее качества и, в зависимости от характера поставляемого продукта, может быть тотальным или выборочным, что должно регламентироваться условиями контракта на поставку или ссылкой на действующую в организации инструкцию приемки поставки по качеству.
Таблица 5.1
Система критериев выбора поставщика в логистическом цикле закупки
№ п/п |
Наименование класса критериев |
Наименование критериев классификационной группы |
1 |
Критерии качества |
Показатели идентификации качества. Показатели результатов тестирования образца. Наличие сертификата на закупаемую потребность |
2 |
Критерии условий поставок |
Объем поставки. Размер партии поставки. Периодичность поставки. Срок поставки. Возможность срочной поставки. Требования к таре, упаковке, маркировке. Требования (условия) к транспортировке. Условия доставки, экспедирования, страхования. Коммуникационный аспект (согласие поставщика предоставлять информацию о состоянии выполнения заказа по запросу или в согласованном порядке) |
3 |
Ценовые критерии |
Стартовая цена. Условия скидок (надбавок). Структура цены. Удаленность поставщика. Стоимость тары (упаковки). Форма оплаты. Порядок оплаты |
4 |
Критерии собственно поставщика |
Имидж поставщика. Наличие сертификатов соответствия международным и внутригосударственным стандартам качества. Положение на рынке. Производственная мощность. Наличие резервных производственных мощностей. Инфраструктура производства. Финансовое положение. Финансовое положение банке в котором обслуживается поставщик. Квалификация персонала. Социально-трудовые отношения в коллективе поставщика. История развития поставщика. Графики капитальных и средних ремонтов. Номенклатура выпускаемой продукции |
Для повышения качества удовлетворения потребностей конечных покупателей лучшим вариантом является использование и поставщиком, и производителем философии и системы всеобщего управления качеством (TQM), которая, как известно, сфокусирована на удовлетворение клиента.
Третья задача логистической функции в снабжении призвана обеспечить качество собственно процесса снабжения посредством внедрения в этот процесс принципов качества.
Повышение качества процесса снабжение может осуществляться наиболее эффективно при процессном подходе к управлению снабжением, т.е. при рассмотрении его как бизнес-процесса. При этом реинжиниринг бизнес-процесса снабжения позволит осуществить его пооперационное моделирование, что даст возможность провести правильное его регламентирование, которое должно найти отражение в комплекте нормативно-методической документации (инструкциях, методиках, положениях) организации, и управление процессом снабжения в организации. Наличие такой регламентирующей документации процесса снабжения дает возможность контролировать процесс снабжения, выявлять отклонения и недостатки при его реализации и на этой основе постоянно совершенствовать процесс снабжения. Такой подход к организации процесса снабжения обеспечивает реализацию концепции логистики в снабжении и как следствие – достижение конечной цели логистической подсистемы снабжения – своевременное удовлетворение потребностей организации в необходимых ТМЦ и услугах нужного качества, нужного количества, в нужном месте, в нужное время от надежного компетентного поставщика по минимальной или выгодной цене.
Таким образом, задачи повышения качества закупаемых сырья, материалов, готовой продукции и повышения качества процесса снабжения требуют реализовать в процессе снабжения важнейшее концептуальное положение логистики – тотальное (сквозное) управление качеством формирования и функционирования материального потока от исходного источника сырья до конечного потребителя, что обеспечит в сфере снабжения гарантию качества входных потоков в организацию.