Задачи и функции Заказчика (организатора конкурса)
На момент принятия решения о проведении конкурса Заказчик должен обладать необходимыми для осуществления закупок финансовыми ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени).
Финансирование затрат Заказчика на непосредственную организацию процедуры закупок осуществляется за счет выделения необходимой доли из средств, предусмотренных на соответствующие закупки.
При проведении конкурсов Заказчик в качестве организатора конкурса осуществляет следующие функции:
– организует исследование рыночной конъюнктуры (определяет перечень лиц, имеющихся на рынке и способных предложить Заказчику требуемую продукцию, ориентировочную стоимость закупаемой продукции) и выбор способа закупок;
– определяет состав и регламент работы конкурсной комиссии, утверждает ее решения;
– привлекает в случае необходимости для организации конкурса специализированную организацию, координирует и контролирует ее деятельность;
– подготавливает конкурсную и предквалификационную документацию, осуществляет публикацию извещения о проведении конкурса и рассылку приглашений;
– рассматривает запросы участников конкурса и отвечает на них в установленном порядке;
– организует работу привлекаемых, в случае необходимости, консультантов;
– осуществляет сбор конкурсных заявок, устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем конкурса.
В зависимости от номенклатуры или объема закупок функции Заказчика могут быть:
– децентрализованы по филиалам компании;
– централизованы в целом по энергокомпании;
– частично централизованы (смешанная схема);
– переданы по договору подряда специализированной организации.
В табл. 8.3 приведены наиболее существенные характеритики регламентных закупок.
Таблица 8.3. Виды регламентных закупок
Традиционные виды закупочной процедуры |
Характеристика |
1. Конкурс: |
Наличие не менее 2 независимых участников. Обязательное заключение договора |
• открытый; |
Извещение о проведении и информация об итогах проведения публикуется на официальном сайте, сайте компании и по желанию в СМИ |
• закрытый; |
Персональное приглашение к участию заранее определенного круга участников. Персональное уведомление проигравших |
• двухэтапный или многоэтапный |
Имеется необходимость в проведении переговоров в силу сложности или неопределенности продукции: 1-й этап – предоставление технического предложения, проведение переговоров; 2-й этап – предоставление ТКП (технико-коммерческого предложения) |
2. Аукцион (открытый, в том числе открытый в электронной форме, и закрытый) |
Проводится в отношении товаров, для которых функционирует рынок и сравнивать которые можно только по их ценам. Простая продукция. Информация о проведении и результатах аукциона публикуется только в случае открытого аукциона |
3. Запрос предложений (открытый, закрытый, двухэтапный) |
Наличие не менее 2 участников. Срочность проведения, особая ситуация. Сложность предмета закупки. Возможен отказ от закупки (заключения договора). Уведомление проигравшим не высылается |
4. Запрос цен (котировок): открытый, закрытый |
Наличие не менее 2 независимых участников. Критерий выбора – наименьшая цена. Закупка простой продукции. Запрещен для закупки сложного, уникального оборудования. Оптимален на виртуальных торговых площадках. Уведомление проигравшим не высылается |
5. Конкурентные переговоры: открытые, закрытые |
Наличие достаточного для обеспечения конкуренции числа участников. Возможность заключения договора с несколькими участниками. Закупка особо сложной продукции, срочность. От публикации/уведомления до проведения переговоров – не менее 15 дней. Уведомление проигравшим не высылается |
6. Закупка у единственного источника |
Наличие единственного участника. Действия при закупке определяются Заказчиком самостоятельно. Срочность проведения, особая ситуация, исключительность проведения, жесткий контроль. Часто при внеплановых закупках |
7. Закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции |
Процедура определяется их организатором – по решению ЦЗК и при уведомлении Совета директоров. Заказчик может принимать участие в аукционах, конкурсах, организуемых продавцами продукции. Проводится, как правило, в условиях дефицита продукции |
С 1 января 2012 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Φ3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует закупки, осуществляемые госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями коммунального комплекса.
Согласно новому закону, энергокомпании, подпадающие под его действие, обязаны разместить на официальном сайте в Интернете "Положение о закупках". Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (В случае, если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.) В противном случае они будут подпадать под нормы Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:
1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Одним из ключевых преимуществ нового закона является возможность выбора любой электронной торговой площадки (ЭТП) для размещения заказа. Для этого всего лишь необходимо предусмотреть в Положении о закупках указание на выбранную для торгов ЭТП.
За счет возможности выбора ЭТП перед компаниями открываются перспективы использования самого широкого спектра необходимых торговых процедур: запрос цен и предложений, конкурсы, квалификационный отбор, возможность подачи участниками альтернативных предложений, заключение рамочных соглашений и прочие процедуры, которые применяются на коммерческих ЭТП. Многие коммерческие структуры и госкомпании уже давно используют электронный вид закупок, работая на существующих ЭТП. Например, Роснано, Росатом и др.
Эксперты по закупкам отмечают, что помимо наличия различных торговых процедур ЭТП отличаются более высоким уровнем конкуренции между поставщиками. Для сравнения: в системе корпоративных электронных торгов среднее количество участников в торговых процедурах доходит до 10, в то время как при размещении госзаказа на ранее аккредитованных пяти площадках количество поставщиков на один аукцион в среднем составляло 1,5–2 компании.
Логично, что руководители компаний, нацеленные на минимизацию издержек, информационную открытость и целевое расходование средств, будут искать возможности проведения закупок в электронном виде, причем используя не аукционы, а более эффективные виды торгов.
На площадке B2B-center.ru – более 40 видов торгов.