Лекция 2. Комплексное изучение рынка
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• понятие и основные виды рынков;
• сущность сегментирования рынка и его этапов;
• процедуру позиционирования товара;
уметь
• сегментировать рынок по разным группам критериев;
• построить карту восприятия и определить позицию товара/предприятия на рынке относительно конкурентов;
владеть
• навыками сегментирования потребительских рынков;
• навыками выбора целевых сегментов рынка;
• навыками разработки комплекса маркетинга для выбранных сегментов рынка.
Рынок, его виды и оценка
Понятие "рынок" можно рассматривать с двух позиций:
1) основой первой позиции является выделение его политического, идеологического и философского содержания;
2) вторая позиция основана на приоритете экономического содержания, согласно которому рынок – это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена.
В этом случае рынок рассматривается как система, обеспечивающая сбалансированность спроса, отражающего объем и структуру общественных потребностей и предложения, представляющего собой совокупность товаров, поступающих на рынок с целью реализации.
С точки зрения маркетинга под рынком понимается совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей, испытывающих потребность в определенных товарах и услугах и имеющих возможность ее удовлетворить.
Наиболее распространенным является рассмотрение рынка с точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений – это:
• товарный рынок – обобщенное понятие, подразумевающее систему рынков, воплощенных, главным образом, в рынки товаров потребительского и производственного назначения;
• финансовый рынок – рынок инвестиций, рынок ценных бумаг, валютный рынок;
• рынок труда.
Все виды рынков взаимосвязаны и их нормальное функционирование обеспечивает производство рыночной системы хозяйства. Рассмотрим более подробно товарный рынок и его типы.
Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами[1].
Товарный рынок имеет следующие основные признаки:
• наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения;
• массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров;
• самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей;
• конечный результат взаимоотношений партнеров воплощается в акте купли-продажи товара.
В деловой практике существует множество специфических товарных рынков, которые отличаются друг от друга организационными формами, способами принятия решения о покупке и другими параметрами.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи[2]. В случае, когда одна из сторон ищет возможные варианты обмена активнее, чем другая, то она называется активным субъектом рынка, а вторая сторона предполагаемым покупателем.
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги[3]
.Рынок выполняет следующие функции:
• информационную, когда информирует участников о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
• посредническую, когда выступает посредником между производителем и потребителем товаров и услуг;
• ценообразующую, когда цена на товары и услуги складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
• регулирующую, когда рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
• стимулирующую, когда рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
• координирующую, в случае побуждения производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и высокой прибылью;
• санирующую, при выявлении неэффективных, убыточных предприятий и побуждении их к банкротству и ликвидации.
Рынок является регулятором воспроизводства и зависит от политических, экономических, социальных и других условий. Выбор перспективных рынков является одним из важнейших решений, принимаемых руководителями высшего звена предприятия.
Эффективность маркетинговых решений повышается, если они опираются на результаты маркетингового анализа, проводимого по следующим направлениям:
1) определение типа рынка;
2) оценка его масштаба и конъюнктуры;
3) определение уровня сбалансированности, концентрации, степени влияния факторов макросреды на маркетинг предприятия и рыночную ситуацию в целом.