Лекция 9. Компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Под компетенцией понимается предусмотренная правовыми актами возможность того или иного субъекта, прежде всего органа публичной власти, участвовать в регулировании общественных отношений в той или иной сфере путем принятия значимых, обязательных для исполнения другими субъектами решений. В свою очередь полномочия рассматриваются как способ реализации своих компетенционных возможностей соответствующим субъектом. Применительно к сфере природопользования и охраны окружающей среды также необходимо очертить круг компетенции и характер полномочий соответственно Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Говоря о компетенции, следует в первую очередь обратиться к Конституции, ст. 71 которой относит к исключительному ведению Российской Федерации вопросы:
установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
обращения с радиоактивными отходами.
В то же время согласно ст. 72 Конституции большинство вопросов в рассматриваемой сфере относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в том числе:
защита прав и свобод человека и гражданина;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Однако данная конституционная норма не дает четких критериев, в каких случаях и каким образом соответствующая сфера регулируется собственно Российской Федерацией, а когда этим вправе заняться регионы.
В ряде случаев возникает необходимость перераспределения полномочий в сторону как федерального центра, так и регионов. Этим целям служит заключение договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий. Возможность заключения таких соглашений в рассматриваемой сфере прямо допускается ст. 9 Закона об охране окружающей среды.
Компетенция Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Круг правомочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере определяется прежде всего в ст. 71 Конституции, п. "а" которой относит к исключительному ведению России принятие и изменение федеральных законов, в том числе экологического характера, контроль за их исполнением, а п. "е" - установление основ федеральной политики, разработку и реализацию федеральных программ экологического развития Российской Федерации.
Конкретизация компетенционных возможностей России находит свое закрепление в федеральных законах природоохранного блока, среди которых в первую очередь выделяется Закон об охране окружающей среды, ст. 5 которого оставляет за Российской Федерацией вопросы:
объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ; координации и реализации мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установления:
порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды;
порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроля за обеспечением радиационной безопасности;
порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществления;
обеспечения:
охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
ведения государственного учета:
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификации в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Такого же рода нормы содержатся также в ст. 3 Закона об особо охраняемых природных территориях, ст. 4 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 5 Закона об экологической экспертизе, ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, ст. 9 ЗК, ст. 24 ВК и в ряде других законодательных актов федерального уровня.
К сказанному следует добавить, что отмеченные выше и иные компетенционные правомочия реализуются высшими государственными органами РФ, исходя из их роли, закрепленной в Конституции и некоторых законодательных актах.