Компетентностный подход к профессиональной подготовке
Модель компетенций – инструмент разработки индивидуальных планов профессионального развития будущего специалиста. Она описывает интеллектуальные и деловые качества будущего специалиста, его навыки межличностной коммуникации и позволяет планировать его дальнейшее развитие: овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности.
Па базе модели компетенций можно эффективно разрабатывать новые подходы к обучению будущих специалистов, формировать новые курсы повышения квалификации (табл. 11.1, 11.2).
Таблица 11.1
Знания и навыки, необходимые PR-специалисту
Основные задачи PR-специалиста в организации |
Специальные знания и навыки |
Компетенции |
Подготовка информационных сообщений и размещение их на официальном интернет-портале в установленном порядке |
Знание информационных технологий, навык написания сообщений, грамотность, знание требований СМИ к получаемым ими информационным материалам |
Аналитичность и структурированность мышления, нормативность, дисциплинированность, ответственность |
Организация и проведение брифингов, пресс-конференций, интервью для представителей СМИ |
Навык публичных выступлений, поддержание контакта со СМИ, организаторские навыки |
Уверенность в себе, коммуникабельность, стрессоустойчивость |
Поддержание информационной связи и координация с представителями органов власти, участвующих в реагировании на событие |
Поддержание контакта с представителями органов власти |
Коммуникабельность, командная работа, дисциплинированность |
Ответы на внешние телефонные звонки представителей СМИ и граждан, включая организацию "горячей телефонной линии", реагирование на недостоверную информацию |
Хорошая информированность, знание политики организации (что можно, что нельзя) |
Стрессоустойчивость, динамичность мышления, быстрая реакция, аналитичность, нормативность, дисциплинированность |
Мониторинг сообщений в прессе и Интернете |
Навыки работы с большим количеством информации |
Аналитические способности |
Специальные знания в области профессиональной деятельности отрасли |
Таблица 11.2
Модель компетенций для позиции "PR-специалист"
Название компетенции |
Описание компетенции |
|
Аналитичность и структурированность мышления |
Способность видеть причинно-следственные взаимоотношения, использовать логику в анализе информации и при принятии решений; способность видеть ситуацию в целом и ее отдельные элементы, выявлять существенные взаимосвязи; умение из общего выделить главное; способность к обобщению |
|
Гибкость и креативность мышления |
Способность совершенствовать традиционные схемы деятельности; способность продуцировать разнообразные идеи |
|
Динамичность мышления |
Способность быстро реагировать на изменение ситуации; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой |
|
Память |
Высокоразвитая способность быстро и надолго запоминать новую информацию, в том числе относящуюся к людям (имена, сфера деятельности и т.д.) |
|
Организация, планирование и контроль |
Умение определить приоритеты задач, определить и распределить ресурсы; способность эффективно организовать деятельность, разбивая ее на этапы; способность соотносить поставленные задачи со временем; умение своевременно контролировать результаты по определенным заранее критериям |
|
Коммуникабельность |
Умение овладеть вниманием аудитории; умение слушать и слышать оппонента; умение быть открытым для диалога; умение ясно и убедительно излагать свои мысли, способность донести их до окружающих; способность и готовность принимать различные формы самовыражения партнеров |
|
Умение работать в команде |
Умение принимать общую командную цель и работать на ее достижение, используя стратегию сотрудничества, а не конкуренции |
|
Стрессоустойчивость |
Умение сохранить самообладание в критических ситуациях и продуктивно действовать в условиях эмоционального давления, дефицита ресурсов или в условиях многозадачности |
|
Уверенность в себе |
Способность принимать и выполнять решения, несмотря на несогласие с ними других людей; способность преподнести себя в убедительной или впечатляющей манере; умение убеждать, оказывать влияние и противостоять ему |
|
Наблюдательность, внимательность |
Способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений |
|
Высокая обучаемость и широта интересов |
Желание и способность учиться; открытость новому; интерес как к профессиональной сфере, так и за ее пределами |
|
Дисциплинированность и нормативность |
Способность при необходимости педантично выполнять предписания и инструкции, работать по установленным правилам с соблюдением заданных регламентов; способность принимать заданные извне (процессом или вышестоящим руководством) ограничения без формирования чувства эмоциональной неудовлетворенности |
|
Специальные знания и умения |
Умение составлять тексты. Знание программ по медиапланированию: Excel, Excom Media Planer, основы медиапланирования по GDP, составление и оптимизация медиаплана, Ехсоm Media Planer, Proba-Media, Galileo, TV Planet, Super Nova (радио); InfoSYS (для ТВ). Знание компьютерных программ; Adobe Photoshop, Illustrator, Corel Draw, пакет программ Microsoft (Word, Excel, Power Point), Outlook, Интернет-браузеры. мессенджеры (Skype, ICQ, FTP-менеджеры), базисные навыки управления типичными системами управления контентом (WordPress, Joomla, OpenCMS, Битрикс), Lotus Notes, программы мониторинга (Factiva, Медиалогия, Public.ru). Владение профессиональным иностранным языком |
|
Квалификационная характеристика выпускника вуза
Квалификация специалиста по рекламе и связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам:
• процессы и явления внутриполитической и международной жизни;
• межнациональные, межэтнические и международные отношения;
• социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом;
• общепланетарные, общенациональные, региональные и местные информационные потоки; научное и культурное сотрудничество;
• информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом;
• создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства;
• процессы глобализации;
• процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.
Профессиональные качества специалиста в области рекламных и PR-коммуникаций
В связи с тем, что "Реклама и PR" является комплексной дисциплиной, которая охватывает разные сферы деятельности (рекламу, социологию, психологию, маркетинг, менеджмент, журналистику и т.д.), то от специалистов в этой области требуется немало навыков и умений.
Все это было обобщено в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация "бакалавр") от 29 марта 2010 г. В нем определяется, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
• способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);
• владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, коммуникационных агентствах (ПК-2);
• способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3);
• способность под контролем использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и фокус-групп в рыночных исследованиях (ПК-4);
• владение основами речи, знание ее видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приемов убеждения (ПК-5);
• базовые навыки создания текстов и документов, используемые в сфере связей с общественностью и рекламы, навыки литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);
• базовые навыки бренд-менеджмента (ПК-7);
• базовые навыки медиапланирования (ПК-8);
• базовые навыки общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);
• способность обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (IIК-10);
• способность проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11);
• способность реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12);
• навыки работы в отделе рекламы, маркетинговом отделе, отделе по связям с общественностью, в рекламном агентстве (ПК-13);
• умение осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14);
• умение использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации (ПК-15).
В сфере организационно-управленческой деятельности:
• понимание основ менеджмента и маркетинга (ПК-16);
• знание истории и основных теорий менеджмента, владение основными управленческими функциями (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация) и методами их реализации; знание основ бизнес-процессов (ПК-17);
• способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способность к выработке нестандартных решений (ПК-18);
• способность принимать участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации, осуществлять оперативное планирование и оперативный контроль за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью, проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок, оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью (ПК-19);
• владение навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-20);
• владение навыками организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-21);
• способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленность на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22).
В сфере проектной деятельности:
• способность к участию в проектировании в области рекламы и связей с общественностью фирмы, организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, участию в организации работы проектных команд (ПК-23);
• владение навыками подготовки проектной документации (технико-экономическое обоснование, техническое задание, бизнес-план, креативный бриф, соглашение, договор, контракт) (ПК-24);
• способность реализовать проекты и владение методами их реализации (ПК-25).
В сфере коммуникационной деятельности
• способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26);
• способность принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований (ПК-27).
В сфере рекламно-информационной деятельности:
• способность организовать подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы (ПК-28).
В сфере рыночно-исследовательской и прогнозно-аналитической деятельности:
• способность к организации и проведению маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению конкурентной позиции организации и фирмы (ПК-29);
• способность организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по повышению имиджа фирмы, организации (ПК-30);
• способность организовать и провести рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных (ПК-31);
• способность подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения; осуществить обработку и подготовку данных для анализа (ПК-32);
• способность собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы (ПК-33);
• навыки написания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-34);
• навыки составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов (ПК-35).