Компании – провайдеры логистики, осуществляющие транспортно-экспедиторские операции в России
ГК РФ не определяет, какая именно организация должна принимать на себя функции по экспедированию грузов. В настоящее время в России основной объем транспортно-экспедиторских операций по обслуживанию внутреннего грузооборота выполняют организации автомобильного транспорта. В частности, они осуществляют завоз грузов на станции железных дорог и вывоз их оттуда.
В системе железнодорожного транспорта действуют специализированные транспортно-экспедиторские организации – дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО), образованные постановлением Коллегии МПС России от 22.12.1994, а также товарные станции, дистанции контейнерных перевозок, транспортно-экспедиторские конторы (ТЭК). В ноябре 2013 г . в ОАО "РЖД" в качестве дочернего предприятия было создано ОАО "РЖД Логистика". Основная задача компании – объединить и возглавить весь логистический комплекс ОАО "РЖД". Взять на себя функции по организации и обеспечению работы логистических цепей, координацию услуг соисполнителей, отслеживание движения груза, информационные услуг, прочие логистические операции для клиентуры (грузовладельцев), т.е. обеспечить полный комплекс транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев.
На водном транспорте экспедиторские операции выполняют порты, в структуре которых действуют ТЭК и иногда самостоятельные хозрасчетные подразделения.
Транспортно-экспедиторские операции с грузами выполняют также специализированные экспедиторские организации и предприятия. Именно их чаще всего в терминологии современного менеджмента называют провайдерами логистики. По оценкам, на начало 2014 г. всего в России оказывать комплексные услуги (в том числе и с высокой добавленной стоимостью) способны около 150 логистических компаний (включая иностранные компании). Крупнейшими из них были: DP DHL, "Алиди", GEFCO, FM Logistic, ItellaNLC, ТГ Major, ОАО "Фрейт Линк", "Армадилло", "СПСР-Экспресс", "ТНТ Экспресс", ЗЛО "СТС Логистика", UPS, А.Р. Moller-Maersk Group, DSV, Panalpina, ЗАО "Логистическая компания МОЛ КОМ", Militzer & Munch, Kuhne & Nagel, Roslogistics, ЗАО Smart Logistic Group, ЗАО "Компания но доставке “Карго”". Большой опыт работы на данном рынке также у таких компаний, как "Союзвнештранс", "Совмортранс", Совинтеравтосервис", "Экс-повестранс", "Морцентр-ТЭК", "ЮниТранс", "Беломортранс", "Группа компаний “Дело”", "Шиллинг энд Трейдинг Труп", "Шереметьево-карго", "Трансконтейнер", имеющих многолетний опыт работы, разветвленную сеть представительств в России, странах СНГ и за рубежом.
Роль экспедитора в коммерческой деятельности грузовладельцев достаточно велика. Используя свое положение связующего звена между грузовладельцем и перевозчиком, экспедитор собирает и консолидирует отправки разных грузовладельцев, предоставляет перевозчикам значительные объемы грузов, получая за это скидки с официальных тарифов, уменьшая тем самым транспортную составляющую.
Кроме того, экспедитор обеспечивает загрузку транспортных средств перевозчика, не допуская порожнего пробега транспортных средств. Согласовывая время перевалки груза с одного вида транспорта на другой, экспедитор значительно уменьшает время простоя транспортных средств.
Выбор компанией оптимального перевозчика, экспедитора или оператора осуществляется на основе следующих критериев:
• виды и комплексность предоставляемых услуг (пакет услуг);
• качество услуг (время доставки, мобильность, срочность и пр.);
• уровень тарифов и условия перевозки;
• опыт работы на рынке;
• финансовое положение компании, ее кредитоспособность;
• надежность исполнения условий договора;
• поведение при возникновении претензионных дел;
• наличие страхования ответственности перед клиентом;
• наличие и характеристика имеющегося подвижного состава;
• использование инноваций в транспортном процессе и процессе доставки;
• наличие развитой сети представительств и фирм в рамках своей страны и за рубежом;
• налаженная система информирования о грузе.
Кроме данных параметров, могут быть специальные дополнительные требования, связанные со спецификой товара и исполнением торговой сделки.
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ запросов на предоставления услуг по организации и обеспечению операций по логистике
Работа компании по транспортно-экспедиторскому обслуживанию своих грузов начинается с запроса, посылаемого на экспедиторскую фирму. ОГЛАВЛЕНИЕ запросов бывает самым разным и зависит от специфики товара, предполагаемого для перевозки вида транспорта, страны назначения и т.д.
В целях обеспечения качественного и своевременного ответа на запрос экспедиторские компании, как правило, просят сообщать следующее:
• цель запроса (например: для определения транспортной составляющей цены товара и возможных транспортных затрат);
• подробное наименование груза; вид упаковки и маркировки;
• вес и (или) погрузочный объем в кубических метрах; для тяжеловесных и негабаритных грузов – вес и (или) размеры одного места;
• для опасных грузов – краткая их характеристика и степень опасности;
• размер партии груза, для определения требуемого тоннажа;
• пункт отправления, назначения и (или) перевалки;
• вид отправки: для железнодорожных перевозок – мелкая, поездная, повагонная; для автоперевозок – мелкая, поездная;
• загрузка груза – в контейнер, вагон, автомобиль;
• для морского транспорта – конкурентное направление перевозок аналогичного груза;
• обычные нормы погрузки и выгрузки для массовых грузов;
• период предполагаемого исполнения контракта: год, месяц, полугодие, квартал.
После получения ответа от экспедиторской фирмы и в случае, если этот ответ устраивает, можно начинать строить свои отношения с ней на разовой или долговременной основе.