Задачи этнической психологии как науки

Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:

1) всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и об источниках формирования национально-психологических

особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;

2) изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и специфики поведения людей как представителей конкретных этнических общностей;

3) исследование национально-дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности представителей конкретной национальности, которые проявляются в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятия, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах;

4) анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни;

5) изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в психике представителей того или иного народа (этноса); выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на их поведение, действия и поступки;

6) исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национальной психики людей, функционирующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социальнопсихологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;

7) сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей;

8) выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических, социологических, культурных и др.) их развития и функционирования;

9) изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации;

10) обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними;

11) исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей;

12) выработка практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно- хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами;

13) всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между нациями и народностями;

14) социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах нашей страны и в других государствах на основе учета специфики психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, ОГЛАВЛЕНИЕ и специфику общественной жизни.

Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, может достигаться разными способами.

Во-первых, необходимо дальнейшее осуществление планомерной и тщательной разработки теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, обобщение и развитие уже накопленного в данной области отечественного и зарубежного опыта.

Во-вторых, широкие возможности для исследовательской деятельности психологов в нашей стране предоставляет изучение национально-психологических особенностей представителей большого количества разнообразных этнических общностей нашего государства. Его народы существенно различаются по своей численности, экономике, культуре, традициям и психологии.

Исследование последней велось совершенно недостаточно, тормозилось во времена сложнейших общественных катаклизмов, в годы культа личности Сталина, периоды застоя и депрессий. И если бы в XX в. своевременно и всесторонне осуществлялись изучение и учет национально-психологических особенностей, принималась во внимание специфика их влияния на все стороны жизни и деятельности представителей различных этнических общностей нашей Родины, многие трудности, свойственные межнациональным и внутринациональным отношениям сегодня, могли бы быть преодолены гораздо легче. Сегодня долг всех ученых России, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучать, обобщать и правильно интерпретировать психологические особенности представителей многочисленных наций и народностей, проживающих в нашей стране, и тем самым способствовать решению многих глобальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности.

В-третьих, решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими науками, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект – явления, происходящие среди людей в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.

Совместно с этнологией (этнографией) этническая психология должна накапливать информацию и осуществлять изучение и осмысление национальных особенностей поведения, действий и поступков, традиций и обычаев представителей различных этнических общностей.

Без помощи философии и социологии психологи не могут достичь методологической и теоретической точности в интерпретации сущности и содержания национально-психологических феноменов.

При научной поддержке исторической науки этнопсихология должна правильно осмысливать факторы и условия, определившие специфику формирования и развития явлений, которые она изучает.

В свою очередь, политическая психология (от греч. politike – искусство управления государством + psyche – душа + logos – наука, учение) – отрасль знаний, изучающая психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, может помогать этнопсихологам отслеживать формы проявления национально- психологических особенностей представителей многочисленных наций и народностей нашей страны в различных видах политической деятельности, давать им трезвую оценку, анализировать "политический смысл" их влияния на поступки и поведение людей, систематически и всесторонне обобщать результаты исследований социально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом).

Этническая психология совместно с политической психологией может заниматься анализом социальных явлений, возникающих в обществе, тщательно фиксируя:

• какие национально-психологические особенности влияют на общие тенденции развития политического сознания представителей той или иной этнической общности, каковы могут быть формы их анализа и учета при различных обстоятельствах;

• какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жителей того или иного национального региона имеют специфические этнические особенности, своеобразие функционирования которых существенно влияет на формы проявления самосознания данного народа в процессе политической активности;

• находятся или нет эти потребностно-мотивационные компоненты национальной психики в противоречии с функционирующими в общественном сознании, традиционно формируемыми нормами политического и межэтнического взаимодействия между людьми;

• какие познавательно-интеллектуальные составляющие национального самосознания представителей конкретных народов должны приниматься во внимание при совместной политической деятельности и как они проявляются при том или ином развитии политических процессов в регионе;

• каковы механизмы защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от проявлений экстремизма, национализма и шовинизма в ходе совместного проживания и общения;

• существуют ли объективные психологические предпосылки для повышения действенности интернационального воспитания, которые могут учитываться в ходе политической деятельности в конкретных регионах российского государства.

Участвуя в деятельности по изучению политического самосознания людей разной национальной принадлежности в нашей стране, этнопсихологи, в свою очередь, предоставляют политическим психологам по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа психологических явлений, адаптируют их к своеобразию изучаемых политических феноменов.

Этническая психология должна решать свои задачи и во взаимодействии с педагогической наукой, изучающей закономерности воспитания и обучения людей.

С одной стороны, воспитательная работа среди представителей различных наций и народов имеет свою специфику. Национально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей, национально своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти факторы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием этнической психологии, он может и должен находить наиболее весомые аргументы, способствующие повышению качества воспитательной деятельности.

С другой стороны, обучение людей различной этнической принадлежности требует учета закономерностей проявления их национальной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т.д.

Этнопсихология вместе с педагогикой в то же время конкретно исследуют:

• специфику восприятия воспитательных и учебных воздействий представителями конкретных общностей;

• своеобразие содержания воспитательных мероприятий и их влияния на личность с учетом исторического опыта педагогической деятельности у различных наций и народов;

• особенности адаптации людей той или иной национальности к воспитательным и учебным мероприятиям, осуществляемым политическим руководством, пропагандистами, социальными работниками, воспитателями и учителями в различных условиях общественного развития;

• эмоционально-экспрессивную сферу проявления национальной психологии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействий и учебной деятельности;

• своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия и в учебном процессе у представителей конкретных народов;

• наиболее значимые формы, способы коммуникативного педагогического и учебного взаимодействия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных этнических общностей;

• результативность воспитательной и учебной деятельности в национальных регионах в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности.

Собственно, сотрудничество между этнопсихологией и педагогикой давно уже осуществляется. Например, педагоги на основе учета национально-психологических особенностей людей выработали ряд методологических принципов своей науки[1]:

принцип этнопедагогического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влияние па этот процесс национально- психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития;

принцип единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей данной этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития;

принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, предполагающий осуществление всего комплекса воспитательных мероприятий в процессе национально специфической жизни и труда в соответствии с национальными традициями;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей личности, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных конкретным людям и их группам;

принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, с одной стороны, предполагающий наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, особенно тогда, когда он является представителем другой национальности, и с другой – оставляющий перспективы для приспособления к этим трудностям, так как сам воспитатель и его воспитанники могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение.

Наконец, особую роль этнопсихология должна сыграть в формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей многочисленных народов России. Этнопсихология, исследуя вместе с другими науками психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ составных элементов культуры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективности деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей.

Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности взаимодействия представителей различных этнических общностей, выявления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определения путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в разных национальных регионах.

Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняшних условиях разрыва прежних социальных связей и развала экономических отношений, проявляются некоторые разногласия между населяющими Россию этническими общностями, небывалый рост национального самосознания ее народов. В связи с этим изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны жизни и деятельности пародов, их взаимодействия и сотрудничества, приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех слоев населения и руководства страны. В этих условиях этнопсихология должна развиваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось раньше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и об источниках развития в соответствии с потребностями общества, особенностей политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и сообща проводимых исследований представителей многих отраслей знаний.