Лекция 8. КОММУНИКАЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
После изучения Главы 8 бакалавр должен:
знать:
• роль коммуникации в процессе общения, ее структуру и основные принципы коммуникации;
• метакоммуникацию и ее функции в коммуникативном процессе;
• основные элементы деловой коммуникации;
• средства и барьеры коммуникации;
уметь:
• правильно раскрывать смысл сообщения и метасообщения;
• эффективно использовать обратную связь в процессе коммуникации;
• преодолевать барьеры коммуникации;
владеть:
•коммуникативными средствами передачи информации в процессе делового общения.
Понятие коммуникации и метакоммуникации
Деловое общение – это, прежде всего, коммуникация.
Под коммуникацией (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле подразумевают общение. Понятия "общение" и "коммуникация" во всех языках, кроме русского, являются почти синонимами. Коммуникация как важнейшая составляющая человеческой жизни обеспечивает нормальную жизнь социума и удовлетворяет психологическую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе коммуникации происходит процесс обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.
В более узком смысле коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков).
Коммуникацию в деловом общении можно определить как специфический обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности.
Неотъемлемой частью коммуникации является мета-коммуникация (от греч. metа – после, за, через, между и лат. communicatio – сообщение), которая представляет собой особый вид общения, предметом которого является сам процесс общения.
Все существующие трактовки метакоммуникации, значимые для понимания процесса коммуникации в деловом общении, можно разделить на две группы: лингвистические и психологические.
В лингвистике метакоммуникацию определяют как коммуникацию о коммуникации. С точки зрения лингвистики основная функция коммуникации – обеспечение речевого общения и обмена информацией, а также установление понимания между участниками общения. Поэтому метакоммуникация помогает восстанавливать и профилактически поддерживать согласие между партнерами по коммуникации.
Метакоммуникация в процессе делового общения осуществляется вербальными и невербальными средствами.
В процессе общения неизбежно возникают помехи или трудности понимания, и у партнеров по общению появляется необходимость устранить их посредством определенных языковых средств. Еще выдающийся лингвист Р. Якобсон говорил, что помехи при коммуникации и трудности понимания могут возникнуть, прежде всего, при условии языковой избыточности или языковой недостаточности. Мстаязыковые средства выполняют очень важные функции, без которых процесс общения вряд ли бы мог состояться; практически все ученые отмечают тот факт, что без метакоммуникации немыслима сама коммуникация. Метакоммуникация широко используется в коммуникации в целях уточнения сказанного, давая возможность предотвратить неправильное понимание какого-либо высказывания, либо в тех же целях, давая пояснения, как следует понимать предыдущее высказывание. До определенного момента доля непонимания или отклонения от темы возможна, если это не мешает процессу коммуникации, но когда один из партнеров перестает понимать другого, необходимо введение метакоммуникативных средств, способствующих восстановлению утраченного понимания.
В психологии понятие метакоммуникации определяется иначе. Оно было введено Э. Росси для описания бессознательных процессов, происходящих в ходе психотерапии.
Представление о метакоммуникации как бессознательной коммуникации, оказалось продуктивным и вне рамок психотерапии. Метакоммуникация стала трактоваться как скрытая коммуникация, в которой проявляется отношение партнеров по общению к самому процессу общения и скрытый смысл их отношения друг к другу. Такие представления разрабатываются в нейролингвистическом программировании и трансакционном анализе Э. Берна.
Помимо метакоммуникации выделяют еще и псевдокоммуникацию – коммуникацию, в ходе которой происходит расхождение смысла переданной и полученной информации.
Человеческая коммуникация всегда содержит элементы псевдокоммуникации, возникающие вследствие многозначности языка.
Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Коммуникативная компетентность специалиста органично включается в его профессиональную компетентность.