Коммуникационные сети
Коммуникационные сети состоят из коммуникационных каналов, конфигурация которых и определяет типологию сети. Коммуникационные каналы различаются своими техническими характеристиками: пропускной способностью (объемом и скоростью коммуникационных действий, осуществляемых в единицу времени), величиной возможных потерь и сбоев. Важной характеристикой коммуникационных каналов является направленность коммуникаций. Кроме этого, коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными.
Если коммуникационные каналы соединяют элементы управленческой структуры, принадлежащие к различным ее уровням, то они являются вертикальными, а если к одному, то горизонтальными. Коммуникационные каналы, связывающие элементы, относящиеся не только к разным уровням, по и к разным частям структуры, называются диагональными.
Коммуникационные каналы объединяются в сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. Сети объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие и дополняющие друг друга.
Выделяют три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. В открытых сетях движение информации может быть остановлено, попадая в тупик, то есть к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала, или натыкаясь на "посредника" ("контролера") - промежуточное звено в сети, которое нельзя миновать (он имеет возможность воспрепятствовать этому движению: остановить, исказить или направить в другую сторону). В замкнутых сетях тупики и контролеры отсутствуют либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи больше крупным многоуровневым организациям.
Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети - линейная (рис. 15.4). Элементы А и В этой структуры управления находятся в тупиках, а Б выполняет роль не только посредника коммуникаций, но может контролировать их. Такой тип сети иногда называют "Змея".
Сеть типа "( д У> (р( 5 р.5) {3 тяст оперативно получать центральном звене в кратчайшие сроки направлять исполнителям Б, В и Г. Звену А здесь легко поддерживать порядок в управлении, поскольку при коммуникациях отсутствуют посредники и неформа.1/^> каналы.
Рис. 15.4. Линейная сеть
Рис. 15.5. Сеть типа "Звезда"
Не всегда центральное звено А в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и довести их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, который конкретизирует команды и разделяет информацию между исполнителями В, Г и Д. представителем среднего уровня управления и играя вторые роли, на деле он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязать свою первому лицу. Такая сеть получила название "Шпора".
Рис. 15.6. Сеть типа "Шпора
Для крупных многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети (рис. 15.7). Основным типом такой сети является тип "Тент", а его модификации "Палатка" и "Дом" отличаются тем, что наряду с вертикальными допускается наличие и горизонтальных коммуникационных каналов, по которым подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. Отметим, что коммуникационная сеть типа "Дом" имеет замкнутый характер.
В целом открытые коммуникационные сети присущи бюрократическим организациям с жестким подчинением звеньев и преобладанием формальных связей. Однако
Рис. 15.7. Сети типа: а - "Тент"; б - "Палатка"; в - "Дом"
Основой замкнутых сетей является сеть типа "круг" (рис. 15.8). Такой тип в крупных организациях может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми. Отметим, такой тип коммуникационной сети характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом,
Рис.15.10. Сотовая структура сети
Процесс коммуникации имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "Змеи" с использованием принципа "Соединительного звена".