Коммуникации организации
Коммуникация является одной из ключевых категорий социальной психологии. Некоторое время велась дискуссия о приоритете этой категории над другими, в частности, над категорией деятельности. Затем дискуссия утихла сама собой, нисколько не умалив значимости этого понятия.
В любой организации общение является одним из краеугольных процессов, обеспечивающих ее жизнедеятельности. Поэтому этот процесс должен находиться в центре внимания менеджера по работе с персоналом, должен регулярно оцениваться и корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации.
Определение и функции общения
Приведем два определения понятия "общение".
Это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В то же время это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Имеется несколько классификаций функций общения. В одной из них предложено различать шесть функций: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную (Панферов, 1987).
Суть коммуникативной функции – осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия.
Когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе представлений, воображения и фантазии.
Эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью.
Конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных позиций коммуникантов. Уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения коммуникантов.
Креативная функция общения состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними. В ней проявляются механизмы взаимовлияния: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций. При анализе реальных процессов общения полезно провести диагностику представленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.
В зарубежной социальной психологии принято различать три основные группы аспектов общения (Argyle, 1994):
– социальное восприятие (Social Perception);
– социальное взаимодействие (Social Interaction);
– обмен информацией, коммуникация (Communication).
Возможности понимания человека человеком
Понимание между людьми связано с установлением и сохранением коммуникации.
Формы психического отражения являются регулятором общения. Устойчивость стремления к коммуникации и пониманию людей является залогом успешной профессиональной деятельности менеджера по работе с персоналом.
Общение – сложное переплетение отношений людей друг к другу, к совместной деятельности, ее результатам и к самим себе, показатель умения понять и оценить друг друга.
Источники информации в общении:
– сигналы непосредственно от другого человека;
– сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем;
– информация о внешних по отношению к общению условиях;
– информация об итогах деятельности;
– информация от внутреннего опыта;
– информация о вероятном будущем.
В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их ОГЛАВЛЕНИЕ.
Сигналы выступают в осведомительной и регулятивной функциях. Чем меньше опыт общения, тем ограниченнее поток воспринимаемой и оцениваемой коммуникантом осведомительной информации.
Виды осведомительной информации:
– общеосведомительная: информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях партнера, накапливаемая длительное время;
– конкретная информация о способности другого к общению и деятельности конкретного рода;
– оперативно-регулятивная: информация о сиюминутном состоянии другого.
Так как в чувствительности восприятия значительную роль играет личность воспринимающего, понимание другого может иметь психодиагностическую функцию.
Например, известно, что в возрасте 11 – 13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда чувств.
Больные шизофренией с нарушениями коммуникации распознают чувства других со значительными ошибками.
Экстраверты при интерпретации выражений лиц больше опираются на их экспрессию и меньше на контекст ситуации. У интровертов все обстоит наоборот: сначала ситуация, затем экспрессия: "экстраверты смотрят, интроверты думают".
Г. Олпорт считал, что устойчивые состояния выражаются двумя-тремя способами экспрессии: выражением глаз, движениями рук, изменениями в походке и позе, интонациями голоса.