Коммуникации организации

Коммуникация является одной из ключевых категорий социальной психологии. Некоторое время велась дискуссия о приоритете этой категории над другими, в частности, над категорией деятельности. Затем дискуссия утихла сама собой, нисколько не умалив значимости этого понятия.

В любой организации общение является одним из краеугольных процессов, обеспечивающих ее жизнедеятельности. Поэтому этот процесс должен находиться в центре внимания менеджера по работе с персоналом, должен регулярно оцениваться и корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации.

Определение и функции общения

Приведем два определения понятия "общение".

Это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В то же время это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Имеется несколько классификаций функций общения. В одной из них предложено различать шесть функций: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную (Панферов, 1987).

Суть коммуникативной функции – осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия.

Когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе представлений, воображения и фантазии.

Эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью.

Конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных позиций коммуникантов. Уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения коммуникантов.

Креативная функция общения состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними. В ней проявляются механизмы взаимовлияния: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций. При анализе реальных процессов общения полезно провести диагностику представленности этих функций, а затем принять меры для их коррекции.

В зарубежной социальной психологии принято различать три основные группы аспектов общения (Argyle, 1994):

– социальное восприятие (Social Perception);

– социальное взаимодействие (Social Interaction);

– обмен информацией, коммуникация (Communication).

Возможности понимания человека человеком

Понимание между людьми связано с установлением и сохранением коммуникации.

Формы психического отражения являются регулятором общения. Устойчивость стремления к коммуникации и пониманию людей является залогом успешной профессиональной деятельности менеджера по работе с персоналом.

Общение – сложное переплетение отношений людей друг к другу, к совместной деятельности, ее результатам и к самим себе, показатель умения понять и оценить друг друга.

Источники информации в общении:

– сигналы непосредственно от другого человека;

– сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем;

– информация о внешних по отношению к общению условиях;

– информация об итогах деятельности;

– информация от внутреннего опыта;

– информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их ОГЛАВЛЕНИЕ.

Сигналы выступают в осведомительной и регулятивной функциях. Чем меньше опыт общения, тем ограниченнее поток воспринимаемой и оцениваемой коммуникантом осведомительной информации.

Виды осведомительной информации:

– общеосведомительная: информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях партнера, накапливаемая длительное время;

– конкретная информация о способности другого к общению и деятельности конкретного рода;

– оперативно-регулятивная: информация о сиюминутном состоянии другого.

Так как в чувствительности восприятия значительную роль играет личность воспринимающего, понимание другого может иметь психодиагностическую функцию.

Например, известно, что в возрасте 11 – 13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда чувств.

Больные шизофренией с нарушениями коммуникации распознают чувства других со значительными ошибками.

Экстраверты при интерпретации выражений лиц больше опираются на их экспрессию и меньше на контекст ситуации. У интровертов все обстоит наоборот: сначала ситуация, затем экспрессия: "экстраверты смотрят, интроверты думают".

Г. Олпорт считал, что устойчивые состояния выражаются двумя-тремя способами экспрессии: выражением глаз, движениями рук, изменениями в походке и позе, интонациями голоса.