Лекция 3. Коммуникативное поведение в организации
В результате изучения материала главы студент должен:
знать
• сущность, структуру и механизмы реализации организационных коммуникаций;
• проблемы управления организационными коммуникациями;
• особенности коммуникативного поведения в организации;
уметь
• усиливать свой коммуникативный потенциал;
• выделять основные барьеры, препятствующие эффективной коммуникации в организации;
владеть
• методами преодоления коммуникативных барьеров;
• навыками анализа и проектирования эффективных межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
Феномен социальной коммуникации
Организационное поведение невозможно представить без общения людей друг с другом по поводу решения какой-либо проблемы, во время деловых переговоров с партнерами, в процессе самопрезентации и т.д. Все это свидетельствует о том, что деятельность человека в организации связана с развитием и реализацией его коммуникативных способностей. Для того чтобы выявить коммуникативные возможности человека в организации, рассмотрим сначала более общие понятия теории коммуникации: феномен коммуникации, социальную коммуникацию, ее субъекты, функции, разновидности, основные и второстепенные компоненты.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) в самом общем виде определяется как взаимодействие, результатом которого является обмен информацией между различными субъектами: системами, подсистемами или отдельными их элементами, а также канаты, по которым происходит это взаимодействие: средства, способы, механизмы передачи информации.
В качестве субъектов коммуникации могут выступать любые феномены живой и неживой природы, т.е. коммуникации могут устанавливаться и в технических, и в биологических, и в социальных системах. Это свидетельствует о том, что коммуникация есть универсальный феномен. В социальных системах коммуникациями являются и молитва в Храме, и общение в Интернете, и телеграмма родным, и песня, и лекция, и интерпретация или презентация произведения искусства, и деловые переговоры, и объяснение в любви, и ритуалы этикета разных эпох и разных народов.
Понятие "коммуникация" было введено в науку американским социологом Чарльзом Хортоном Кули в 1920 гг. в монографии "Социальный процесс". По названию монографии видно, что концепция коммуникации была применена автором к анализу социальных систем и определялась, как механизм, обеспечивающий существование и развитие человеческих отношений. По мнению Ч. Кули, этот механизм включает символы сознания, средства их передачи во времени и сохранения в пространстве.
Социальная коммуникация – это взаимодействие людей, групп, организаций, государств, при котором происходит передача и прием информации – сведений, оценок, смыслов, значений, ценностей. В данном определении необходимо обратить внимание на пять основных и два вспомогательных положения.
Во-первых, в коммуникации участвуют две стороны, которые можно определить как субъектов коммуникативного процесса, воздействующих на его ход и результаты. Первый субъект именуется коммуникатором или отправителем, второй субъект – коммуникантом, реципиентом или получателем.
Во-вторых, субъекты коммуникации связаны между собой передаваемым сообщением. Коммуникатор или отправитель выполняет важную функцию: он формирует сообщение и кодирует передаваемую реципиенту информацию.
В-третьих, результатом этой передачи должно стать декодирование и понимание реципиентом передаваемого сообщения. Понимание можно проверить в ходе обратной связи, когда получатель информации отправляет ответное сообщение. Он также кодирует информацию, показывая тем самым свое понимание переданного сообщения, и выступает теперь коммуникатором. Сообщение по каналам обратной связи поступает к коммуниканту, который в свою очередь должен декодировать переданное сообщение и определить эффективность коммуникации. Если коммуникатор и коммуникант не могут адекватно кодировать и декодировать сообщения, коммуникация между ними прерывается.
В-четвертых, важно обратить внимание на понятие канала коммуникации, по которому передаются сообщения между коммуникатором и коммуникантом. Основной характеристикой канала является емкость или пропускная способность. Наиболее емкими каналами являются разговор лицом к лицу, телефонные переговоры, электронная почта, деловые письма, формальные отчеты.
В-пятых, код коммуникации – это вид и последовательность применения символов или знаков в сообщении, которые делятся на вербальные и невербальные. К вербальным символам относятся язык, музыка, изображения; к невербальным – мимика и пантомимика.
Вспомогательными аспектами, позволяющими глубже понять коммуникационный процесс, являются:
• контекст – часть сообщения, определяемая культурным пространством. Можно сказать, что сообщение – это единство текста и контекста (подтекста), буквы и духа;
• помехи, шумы, барьеры, сопровождающие процесс передачи информации и мешающие или затрудняющие ее восприятие. Эти помехи имеют психологическую, социально-психологическую и техническую природу.
Необходимо обратить внимание на то, что смысл коммуникации состоит во взаимном влиянии субъектов друг на друга, в способности слышать и возможности быть услышанным.
Социальная коммуникация выполняет следующие функции:
• информационную (передача информации);
• экспрессивную (способность выражать смысловую и оценочную информацию);
• прагматическую (способность передавать установки, предписывающие некое влияние на адресата);
• взаимодействия (связана с формированием, передачей и восприятием значений информации);
• репрезентативную.
Как видим, социальная коммуникация главным образом служит тому, чтобы социальные субъекты имели возможность слышать и быть услышанными.